МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Издательское дело
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
тут будут очень интересные вещи
15.02.2009 (11:27)
Версия для печати
ЛИТЕРАТУРА НОВОГО БАШКОРТОСТАНА: РЕСУРСЫ КНИГОИЗДАНИЯ

Р.Л. Исхаков (г. Екатеринбург) - "Проект Ахей"

В 2007 г. исполняется 450 лет добровольного присоединения башкирских племен к Русскому государству. В геополитическом результате к России были присоединены и территории, ныне входящие в состав Свердловской области. (Признание этого факта вносит поправку в историографию: территория нашей области была в составе Русского государства еще до походов Ермака Тимофеевича в 1582 – 1585 г.).

…Она оказалась последней книгой векового аксакала. «Для других» – так назывался томик переводов стихов Сайфи Кудаша (1894 – 1993). Сборник был еще в производстве, когда народного поэта Башкортостана не стало. С этого печального события в башкирской литературе началось десятилетие утрат. В 1999 г. не стало народного поэта Назара Наджми (1918), ушла народный писатель Зайнаб Биишева (1908). В этот период не стало полутора десятков писателей XX в. И, увы, в 2005 г., к великой печали, не стало народного поэта Мустая Карима (1919). На изломе веков они ушли, живые свидетели не только литературных перипетий века…

С уходом Сайфи Кудаша, Мустая Карима началось плавание башкирской литературы без «маяков», новый фазовый переход, начиналась новая фаза самоорганизации, начался «Яна быуат башы башкорт эзэбият тарихы» («История башкирской литературы начала нового века»).

В нашей статье речь идет о самоорганизации башкирской литературы на рубеже XX и XXI вв. Понять сегодняшний Башкортостан и место литературы в нем во многом помогает идея гегемонии Антонио Грамши.

 «Тюремные тетради» были написаны Грамши не для печати, а для себя, к тому же под надзором тюремной цензуры. Если открыть крупную научную базу дан­ных на слово «Грамши», то поражаешься, какой широкий диапазон общественных явлений изучается сегодня с помощью теорий Грамши. Позиционированная, как самая «знающая» русскоязычная поисковая система в Интернете «nigma.ru» по запросу «Антонио Грамши» назвала 18 415 адресов сайта, популярные поисковики «google» представили 92 434 сайтов, «yandex» – 12 116, «rambler» – 8 659, англоязычная «altavista» – 3 500 источников. На русском же языке вышла примерно четверть «Тюремных тетрадей».

Усилиями большого числа «грамшеведов» восстановлен смысл почти всех материалов, и расхождения в толковании неве­лики. В целом речь идет о важном вкладе почти во все разделы гу­манитарного знания – философию и политологию, антропологию (учение о человеке), культурологию и педагогику.

Оказалось, что, «работая ради победы коммунизма, Грамши сделал множество открытий общенаучного значения» [2; 62]. Идея, которую Антонио Грамши называл проблемой «гегемонии», звучит лапидарно: как «править не­явно», используя «нена­сильственное принуждение» (включая народную культуру). Согласно Грамши, «власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии» [2; 63]. Механизм власти – не только принуждение, но и убеждение. Таким образом, государство, какой бы класс ни был господ­ствующим, стоит «на двух китах» – силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши на­зывает гегемонией, причем гегемония предполагает не просто согласие, но благожелательное (активное) согласие. Гегемония опирается на «культурное ядро» обще­ства, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множест­во символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков.

Идеи Антонио Грамши объясняют сегодняшний Башкортостан и место литературы в его жизни. На рубеже XX и XXI вв. начался новый фазовый переход башкирской литературы – «Яна быуат башы башкорт эзэбият тарихы» («История башкирской литературы начала нового века»).

Постсоветское (неокапиталистическое) общество породило совершенно новый тип культуры – мозаичный. Мозаичная культура воспринимается человеком почти непроизвольно, в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потока сообщений. Однако эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая придает образ «экрана культуры». Живущее в потоке мозаичной культуры общество иногда называют «демократия шума». Мозаичная культура произвела нового человека – «человека массы» (ее крайнее состояние – толпа). О нем с пессимизмом писал философ Хосе Ортега-и-Гассет («Восстание масс»). В мозаичной культуре, пишет культуролог А. Моль, «знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации» [2; 82]. Мы поставили перед собой задачу познакомиться с литературным процессом Башкортостана в условиях мозаичной культуры, в условиях «демократии шума». Новая литература Башкортостана не адекватна молодой литературе Башкортостана. Есть там литераторы поколения и «тридцатилетних», и «сорокалетних», и «пятидесятилетних».

Пожалуй, типичным представителем новой литературы Башкортостана стоит назвать поэта Фаниля Кузбекова. В его поэтической копилке три сборника – «Стремглав бегут реки» (1993), «Светочи надежды» (1996), «Ностальгия» (2002). Литературой Фаниль стал заниматься в 1980-х гг. Пишет на башкирском языке лирические, философские стихи о молодости, о судьбе народа, о смысле жизни.

Философичность, присущая стихам Фаниля Кузбекова, характерна для новой литературы Башкортостана в целом. Философское осмысление бытия, размышление о жизни и смерти входят в исламскую традицию ночной молитвы «мунажат». В башкирском народном музыкально-поэтическом творчестве мунажаты – лиро-эпический жанр, основанный на мелодекламации или вокальном интонировании поэтических текстов [3]. Мунажаты носят лирико-субъективный исповедальный или дидактический характер. Мунажаты обычно исполняют женщины старшего поколения в сдержанной повествовательной манере.

По возрасту Фаниля Кузбекова надо бы отнести к старшему философствующему поколению (родился в 1952 г.). Его типичность в ином. Кузбеков – единичное, атомарное воплощение самоорганизации.

В 1944 г. в Англии вышла небольшая по объему книга известного физика-теоретика Эрвина Шрёдингера «Что такое жизнь с точки зрения физики?» (переведена на русский язык в 1947 г.). В этой книге родилось понятие «самоорганизация». Оказывается, с точки зрения физики, в важнейших жизненных процессах, протекающих внутри организмов, уча­ствуют сравнительно небольшие группы молекул и атомов, не подпадающих под действие статических законов, законов больших чисел. Э. Шрёдингер приходит к выводу, что, кроме разрушительной тенденции, жизнь проявляет тенденцию к устойчивому поддержанию упорядоченных состояний высокого уровня сложности. Эти тезисы как нельзя лучше описывает процесс самоорганизации башкирской литературы в начале XXI в. Именно такие процессы, где атомарно представлены авторы, обеспечивают высокую организованность всего того, что совершается внутри организмов и в процессах из взаимодействий с окружением. Примерно через четверть века после выхода книги Шрёдингера выявились, что самоорганизация широко распространена в нашем мире. Самоорганизация в своем элементарном акте представляет собой спонтанный «переход от одного неравновесного стационарного состояния к другому» [4; 591].

Факторами самоорганизации литературы Башкортостана выступают писательские поколения. К старшему поколению новой башкирской литературы по формальному признаку отнесены десяток авторов, мои ровесники. Поэты Риф Ахмадиев (1954), Сарвар Галяутдинов (1950), Валерий Рахматуллин (1951), Розалия Султангареева (1955), Сюмель (Нафиса Хабибдиярова) (1956), Хисмат Юлдашев (1957), прозаики Рафаэль Зиннуров (1953), Ринат Камал (1954), Финат Шакирьянов (1955). Это экспериментальное поколение, на современном сленге, нескольких идеологических «кидков». Несмотря на идеологические «кидки», несмотря на турбулентность бытия, они остались поэтами, которые видят неадекватность прошлого будущему, остались деидеологизированными лириками. Второе поколение – сорокалетние – убеждает рассматривать не реформаторский потенциал литературной элиты, а трансформационный потенциал «отряда космонавтов», самоорганизацию их дела.

Даты рождения двух десятков писателей Башкортостана из поколения сорокалетних навсегда записаны и в хронику космической эры страны. В год, когда появились на свет Гульсира Гайсарова (Гизатуллина), Мударис Мусифуллин, Сарвар Сурина, вокруг Земли облетел первый спутник. А потом пошло-поехало-полетело… «Восток», «Восход», «Союз», Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Георгий Береговой, Владимир Комаров …

Сегодня на литературных орбитах Башкортостана – Флюр Галимов (1958), Нияз Салимов (1958), Альфия Асадуллина (1959), Раис Туляк (1959), Фарит Хасанов (1959), Фарзана Акбулатова (1960), Салават Карим (1960), Ахмер Утябаев (1960), Мунир Вафин (1961), Рашида Шамсутдинова (1961), Рамай Кагир (1962), Лилия Сакмар (1962), Иршат Тляумбетов (1962), Римма Галимова (1963), Азамат Юлдашбаев (1964), Гильман Ишкинин (1965), Ралис Уразгулов (1965), Айдар Хусаинов (1965), Дамир Шарафутдинов (1965), Салават Абузаров (1967).

Наблюдения за творчеством авторов начала XXI в. позволяют назвать аттракторы самоорганизации башкирской литературы. Широко применяемый в синергетике термин «аттрактор» понимается как реальные структуры в пространстве и времени, на которые выходят процессы самоорганизации в открытых нелинейных структурах. Аттракторы можно визуально представить в виде неких «каналов» (конусов или воронок), которые свертывают, втягивают в себя множество «траекторий». Их несколько.

Первый. Новая литература Башкортостана вырастает из журналистики, или приходит через журналистику [1; 126 – 133]. На всех тюркских языках литератор маркируется понятием «язучи». Так зовутся и писатели, и журналисты. Онтологически «язучи» – это «существо пишущее», Homo scriptus. Но существует различение по калибру – на «язучи» и «адип». Калибр увеличивается с ростом профессионального мастерства. Адип – это профессиональный писатель, писатель с большой буквы. Для адипа участие в прессе – не только проба пера.

Центры притяжения литераторов – пресса Башкортостана: журналы «Агидель» (Салават Абузаров, Гульназ Кутуева, Ралис Уразгулов), «Ватандаш» (Фарит Ахмадиев, Гульсира Гайсарова, Тамара Искандерия, Мунир Кунафин), «Шонкар» (Ильгизяр Буракаев, Гильман Ишкинин, Иршат Тляумбетов, Зульфия Ханнанова), «Аманат» (Дамир Шарафутдинов), «Тулпар» (Фандида Харрасова), «Уфа» (Айдар Хусаинов), «Учитель Башкортостана» (Танзиля Давлетбердина), «Башкортостан кызы» (Юмабика Ильясова, Лилия Сакмар), местные газеты «Ашкадар» (Римма Галимова), «Тан» (Айсылу Гарифуллина, Инсур Ягудин), «Йэнчишмэ» (Габидулла Зарипов), «Кама таннары» (Рафига Усманова), «Маяк» (Ринат Хайри), «Вечерняя Уфа» (Ахмер Утябаев), «Йэшлек» (Финат Шакирьянов).

Второй. Новые литераторы Башкортостана стремятся получить добротное образование, талант сегодня – это необходимое, но недостаточное основание профессии. Мозаичные знания из омывающего человека потока сообщений средств массовой информации, обрывки «экрана культуры» необходимо скрепить силой сцепления системы образования.

Фаниль Кузбеков окончил в конце 1970-х факультет журналистики Уральского университета. Факультет журналистики Московского университета окончила Фарзана Акбулатова (1960). Башкирский государственный университет дал башкирской литературе 30 современных писателей. Литературный институт имени А.М. Горького в Москве окончили Амир Аминев (1953), Фарит Ахмадиев (1968), Айдар Хусаинов (1965), Хисмат Юлдашев (1957). Девять писателей учились в педагогических в вузах Уфы и Стерлитамака.

Третий. Если бы Карл Юнг знал современную башкирскую литературу, он охарактеризовал бы ее «интровертивной», обращенной внутрь. Просвещенная новая литература Башкортостана стремится осознать самость, вникнуть в современный литературный процесс. Интравертивность выступает как психологическая характеристика личности авторов, направленной на внутренний мир мыслей, переживаний. Докторами филологических наук являются поэты Розалия Султангареева, Риф Ахмадиев. Фаниль Кузбеков занялся историей культуры башкир; в Санкт-Петербурге защитил докторскую диссертацию «Становление средств массовой информации и развитие этнической культуры башкир». Детский поэт Рамзана Абуталипова – кандидат педагогических наук, работает доцентом Стерлитамакского педагогического института, она член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук. Гайнислам Ибрагимов изучает историю башкирской письменности, проблемы перевода, сопоставительно-типологический анализ тюркского фольклора и литературы; в 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию. Авторы новой литературы Башкортостана становятся литературоведами, а литературоведы – продолжают творчество.

Четвертый. Новая литература Башкортостана ищет способы бытования в новых экономических условиях без государственного патернализма. В медиариторике Башкортостана много говорится о рыночной экономике: мы, мол, часть новой рыночной России. На башкирском языке «рыночная экономика» звучит как «базар экономик». Это понятно и русскоязычному человеку. На литературных хлебах в рыночных условиях не проживешь. Этот самый «базар экономик» создает условия бытования новой литературы Башкортостана.

Профессор, доктор исторических наук Фаниль Кузбеков стал ректором Башкирского института развития образования. В этом тоже – некая типичность авторских судеб. Флюр Галимов, Фарит Хасанов, Азамат Юлдашбаев работают в аппарате Союза писателей РБ в Стерлитамаке, Учалах, Уфе. Во многом это символично: быть около литературы. Местом окололитературного трудоустройства многих авторов стали издательство «Китап» (Альфия Асадуллина, Кул Давлет, Марсель Искандаров, Фанида Исхакова, Ринат Камал), ГТРК «Башкортостан» (Салават Карим, Сарвар Сурина), Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН (Минлегали Надергулов), Башкирский государственный университет (Риф Ахмадиев, Гайнислам Ибрагимов, Розалия Султангареева, Раис Туляк). Гузель Ситдикова многие годы работала редактором Белорецкой районной газеты «Урал», ныне она – депутат Государственного Собрания – Курултая РБ, известный общественный деятель. Поэт, автор шести книг Гузяль Галеева работает в аппарате Госсобрания-Курултая ведущим специалистом.

Как показывает наше исследование по мето­дологии Грамши, эффективным средством для достижения социально-политической толерантности стала в современном Башкортостане литература. Она порождала такие символы и образы, которые связывали мягкими связями самые разные сегменты общества – от полиэтничного «андеграунда» до демократизирующейся властной элиты. Литература создавала особый срез общей массовой куль­туры и обыденного сознания. Причем эти символы и образы, эти мягкие связи устанавливались через средства массовой информации.

Для книгоиздания на Урале современная башкирская литература суть виртуальный феномен. Произведений «как бы» нет, но они, одновременно, «как бы» есть. Есть – потому, что автором написаны, в типографии изданы, потому что в библиотеках читаются. Нет – потому, что не переведены на другие языки, произведения не включены в российский литературный процесс. Русскоязычным читателям остаются недоступными башкирские и татарские произведения уральских авторов. В этом видится значительный ресурс книгоиздания в Екатеринбурге.

Список литературы:

1.     Исхаков Р.Л. Татарская периодическая печать начала XX века и становление уральской тюрки литературы / Р.Л. Исхаков // Литература Урала: история и современность. Вып. 2. Екатеринбург, 2006.

2.     Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием // С.Г. Кара-Мурза. М., 2001.

3.     Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала // Р.С. Сулейманов. Уфа, 1995.

4.     Философский словарь. М., 1983.

5.     Шрёдингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? // Э. Шрёдингер. М., 1947.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=213&article=973    /    Просмотров: 12488

Последние статьи раздела
КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЬЕС В РОССИИ: 2005 – 2006 ГГ.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ РУКОПИСИ В ЗЕРКАЛЕ «МАССОВОЙ» ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В СЕТИ

ЛИТЕРАТУРА НОВОГО БАШКОРТОСТАНА: РЕСУРСЫ КНИГОИЗДАНИЯ

«РОСТ» КАК ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СВЕРДЛОВСКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"