МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Издательское дело
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
тут будут очень интересные вещи
14.02.2009 (11:24)
Версия для печати
«РОСТ» КАК ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СВЕРДЛОВСКА

Ю.С. Подлубнова (г. Екатеринбург) - "Проект Ахей"

 После постановления ЦК ВКП(б) 1925 г. ведущей организацией в литературе становится Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). РАПП, утвердившись как проводник требований ЦК ВКП(б) к искусству слова (главные из которых партийность и массовость), немедленно двигается в регионы – политика ассоциации начинает определять литературную жизнь каждого из них. Так, весь 1926 г. идет активная работа по образованию УралАПП (Уральского отделения РАПП) в Свердловске и области: под эгидой формирующегося отделения ассоциации устраиваются литературные вечера, проводятся творческие совещания, организовываются рабочие кружки. Интенсивная литературная жизнь, по логике вещей, должна бы привести к расширению ассортимента литературно-художественных изданий региона. Но если в первой половине 1920-х гг. в Екатеринбурге-Свердловске существовал целый ряд толстых журналов с серьезным литературно-художественным отделом, то с 1926 г. такие журналы постепенно исчезают из издательских планов. Так, в 1925 г. прекращает существование один из самых значительных для региона журналов – «Товарищ Терентий». Пришедшая на смену «Уральская новь» выходит только до мая 1926 г. В 1926 г. закрываются также «Студент-рабочий» и «Колос», затем перестает функционировать «Рабочий журнал». Литературные силы города перемещаются в центральные газеты «Уральский рабочий» и «На смену!».

Новая расстановка сил означает, что литература, перестраиваясь, постепенно переходит на государственные рельсы, становится делом общественно значимым и потому особо контролируемым со стороны официальной общественности. Официальная печать теперь тщательно цензурирует поступающее в редакции художественное слово. Произведения, «оторванные от советской действительности» или сомнительные с пролетарской точки зрения, не допускаются на страницы изданий. Да и изданий, профилирующихся на художественном творчестве, в городе, повторимся, почти нет.

Лишь в октябре 1928 г. газета «Уральский рабочий», отказавшись от специальной страницы, выпускает литературно-художественное приложение «14 дней». Приложение заполняет творчество «насменовцев» и «уралааповцев», публикуются стихи Я. Бердникова, С. Васильева, А. Исетского, Е. Копылова, А. Кунгурцева, Е. Медяковой, И. Серебренникова, В. Тихонова, Л. Шелест, рассказы А. Бондина, С. Белова, Т. Мещерякова, Я. Окунева, С. Птицына, Ф. Тарханеева, С. Шмакова, статьи Б. Киреева, Л. Левина, И. Новича, И. Панова, множество рецензий, заметок о литературных событиях города и страны. Однако это приложение так и не получает журнальный формат.

В 1928-1929 гг. отсутствие в Свердловске достойного литературно-художественного издания ощущается очень остро. Сергей Васильев, один из руководителей группы «На смену», активный «уралапповец», в декабре 1929 г. охарактеризует этот период следующим образом: «Пролетписатели, крестьянские писатели и ближайшие к нам попутчики на Урале <…> не имели места для сколько-нибудь достаточного выявления своих творческих возможностей, а следовательно, не имели возможности дать уральскому читателю свою творческую продукцию. Журнала на Урале не было. Литературная страница газеты «На смену!» и литстраницы окружных газет по незначительности места в них не могли удовлетворять более или менее развившегося писателя и культурно развившегося читателя.

Вследствие этого творческий рост молодых уральских писателей был замедлен и выявление новых творческих сил из рабочих и бедняцких масс крестьянства шло недостаточно активно» [1].

Идея издания толстого ежемесячника на базе УралАПП возникает еще в 1928 г., обсуждается во время Второй конференции пролетарских писателей Урала в феврале и на расширенном Пленуме правления УралАПП в ноябре 1929 г. Итогом работы уральского актива молодых писателей становится выпуск в начале декабря 1929 г. первого номера литературно-художественного и общественно-политического журнала «Рост» (название позаимствовано у московского ежемесячника).

«Рост» (первый редактор – В. Гришанин) намеренно идет на разрыв с рядом традиций уральских литературно-художественных предшественников. Журнал, к примеру, отказывается от эстетической неопределенности «Юного пролетария Урала», «Товарища Терентия», «Уральской нови», «14 дней» и демонстрирует новый, полностью подчиненный официальной идеологии и государственности подход к художественному слову. «Чем наша литература будет ближе к острым боевым задачам «настоящего дня», тем лучше она выполнит свою основную задачу – задачу формирования нового человека – общественного работника, энтузиаста строительства, революционера – материалиста – диалектика в работе, жизни и сознании [2; 3], – читаем в статье, открывающей первый номер. <…> «Рост» должен завоевать читателя. Этим читателем должен быть передовой рабочий и крестьянин Урала, широкая масса нашей новой интеллигенции – организаторов, пропагандистов, культурников, просвещенцев. <...>

«Рост» будет откликаться на все острые проблемы культурной революции, на крупные явления общественной жизни страны, на интересные явления в области литературы, искусства и науки.

Мы, не связывая себя с какой-либо определенной группировкой, будем поддерживать все то, что содействует социалистическому строительству, помогает формированию новой советской культуры, нового человека, помогает разрушить старое» [2; 7]. При этом, несмотря на заявленное общественно-политическое кредо, в номере публикуется отнюдь не злободневный в смысле отражения жизни страны и региона материал, но лишь художественное творчество и литературно-критические статьи: стихи И. Шухова, Е. Медяковой, В. Базарова, рассказы Т. Мещерякова, А. Исетского, Е. Анучиной, Ф. Дудорова, литературоведение И. Войтова-Гарденина и Л. Левина, рецензии К. Боголюбова. Важно лишь то, что, подчеркивая общую боевую направленность советского искусства, журнал делает ставку на декларативные статьи: это и уже цитированная нами статья «Настоящий день», открывающая первый номер, и статья «За большевизм пролетарской литературы» И. Панова.

Уже с первого номера «Рост» приобретает четкую внутреннюю структуру. Здесь появляется рубрикатор, работают рубрики: «Рассказы», «Стихи», «Очерки», «Литература. Искусство», «Библиография», с последующих номеров открыта «Трибуна читателя», которая дает голос широкой читательской аудитории и тем самым свидетельствует о демократизме журнала, поддерживающим тесную связь с рабочими массами.

С выходом журнала ликвидируется серьезная лакуна в фиксации литературной жизни города. Ни существующая и процветающая в это время «Живая театрализованная газета», ни «Уральский охотник», в каждом номере публикующий художественные вещи, не отражают или отражают лишь в малой степени текущие события городской и – шире – российской литературы. Рубрика «Хроники литературы и искусства» в новом издании дает широкую, хотя и подчас калейдоскопическую картину текущей современности. В небольших заметках, организованных по типу ленты новостей, приводятся наиболее примечательные с точки зрения редакции литературные факты. Ставка, безусловно, делается на отражение жизни УралАПП. Например: «Организованный УралАПП`ом в декабре диспут по вопросам искусства и литературы, с участием А. Мариенгофа и Р. Ивнева, привлек огромное количество рабочей молодежи, а также и взрослых рабочих. Диспут прошел под знаком ожесточенного отпора правоопортунистическим разговорам Мариенгофа об “усталости”, о роли марксистской критики и оправдания “кабацкой” поэзии. Полученный Мариенгофом и Ивневым в Свердловске отпор заставил их прекратить “турнэ по Уралу” и возвратиться в Москву. Уезжая, Мариенгоф написал УралАПП`у следующее “После наших, товарищи, боев я сжигаю ¾ Мариенгофа”» [3; 138]. Журнал следит (пусть не так тщательно и досконально) и за литературной жизнью Москвы и Ленинграда и других регионов страны.

УралАПП и творческая общественность Свердловска встречают первые номера «Роста» с большой степенью воодушевления. Поэт и критик Сергей Васильев, укоряя издание за некоторую невнятность художественного материала, тем не менее утверждает: «Журнал как первую пробу нужно, все же, считать удачным. Можно надеяться, что при поддержке читательских масс журнал с трудностями на его пути успешно справится и приобретет свое творческое лицо» [1]. Другой критик, Н. Старк, разбирая первые два номера журнала и выявляя сбивчивость и неопределенность в открывающей издание программной статье [4], а также недостатки в произведениях конкретных авторов, в целом говорит о положительной стороне подобного опыта и видит основную задачу «Роста» в объединении и воспитании молодых писателей Урала – «Рост» должен растить литературные кадры. Общее во всех отзывах то, что уже с первых номеров журнал воспринимается как главный литературно-художественный ежемесячник Урала. И последующие его выпуски только закрепляют за журналом данную репутацию.

«Рост» 1930-1931 г. продолжает развиваться по заданным в первых номерах внешнелитературным и эстетическим векторам. Так, например, уральская составляющая определяет творческое лицо издания. Все 11 книжечек (18 номеров), вышедшие в период с января 1930 по июнь 1931 г., наполнены, по большей части, творчеством авторов из Свердловска, Нижнего Тагила, Перми и других городов Уральской области. В «Росте» публикуются стихи и поэмы С. Васильева, Е. Медяковой, Л. Носова, К. Тюляпина, И. Щеглова, рассказы и повести Н. Андреева, С. Балина, Н. Добычина, З. Егорова, А. Исетского, С. Морозова, И. Панова, С. Шмакова, статьи К. Боголюбова, В. Гришанина, Л. Левина, сказы Н. Поповой, драматургия А. Баранова и И. Келлера.

«Уральскость» авторов вполне определенно влияет на содержание литературного материала издания. Наиболее зримо уральская тематика проявляет себя в прозаических вещах Н. Андреева, А. Бондина, И. Панова, в очерковом и публицистических жанрах: «Новая Калата» В. Тюменева, «В плену болот. Очерк о глухих углах Коми-Пермяцкого округа» Ю. Яковлева, «Об ошибках Лысьвы» А. Русинова, «Как не нужно писать об Урале» А. Баранова, «У истоков уральской промышленности» Л. Каптерева и др. В поэзии примечательными в этом плане становятся поэмы «Свердловск» и «Расстрел Романовых» К. Тюляпина. Первая поэма – это гимн уральскому индустриальному городу, городу-стройке8. «Свердловск придет Нью-Йорком гордым // К вокзалу социалистических побед» [5; 50], – восторженно утверждает автор. Вторая поэма посвящена истории расстрела царской семьи. Автор пытается проиллюстрировать идею возмездия, которое настигло царя и его семью, и воссоздает в деталях картину расстрела:

На сучьях / висела еще / темнота

Дрожащий авто / разгрузили бойко.

Расстрелянных трупы / жгла кислота, –

Ее получили / по ордеру / Войкова [6; 63]9.

При этом «Рост» 1930-1931 г. не просто публикует творчество уральских авторов, но, как и задумывалось изначально, осознанно и целенаправленно, при поддержке Уралоблсовета, ведет политику централизации и регламентации литературной жизни региона, осуществляет руководство его творческими силами. Фактически, это означает расширение ведомства УралАПП. Так, в 1930 г. «Рост» активно включается в «рапповскую» кампанию по мобилизации ударников в литературу без отрыва от производства. «Писатель сейчас должен показать, как борется лучший рабочий на производстве за соцсоревнование, ударничество, встречный промфинплан. Надо развернуть картину борьбы за высокие темпы, за социалистический размах – против рвачества, цеховщины, бюрократизма, саботажа и вредительства. Против оппортунизма на практике. Это лучше всего сделает писатель, стоящий у станка и сам прошедший школу борьбы» [7; 6]. В связи с данной мобилизацией «Рост», Уралпрофсовет, Уралсовнархоз, УралАПП и Уральское отделение ОГИЗ объявляют конкурс на лучшее художественное произведение среди ударников от станка. Условия конкурса таковы: «1. В конкурсе могут участвовать только рабочие-ударники. 2. Произведения, присланные на конкурс, должны отображать те процессы социалистической стройки, которые происходят в нашей промышленности, героическую борьбу рабочих за выполнение профинплана, ударничество, как наиболее действенную форму этой борьбы» [8; 77]. Начиная со следующего номера, в журнале работает рубрика «Страница ударника», где публикуется творчество рабочих Рыковского рудника, Карабашкого медеплавильного завода и завода «Уральский лыжник» (приславших, по всей видимости, свои произведения для оценки жюри конкурса).

Параллельно с призывом ударников, руководствуясь лозунгом «большевизации литературы», «Рост» включается в активную борьбу с «попутчиком» и чуждым классовым элементом на Урале. Характерно в этом плане помещение в одном из последних номеров за 1930 г. статьи К. Боголюбова «От станка к богеме. Васильевщина», в которой клеймятся богемные настроения поэтической молодежи и особенно достается поэту С. Васильеву за его «упаднические» поэмы «Прощание с балалайкой» и «Опавшие кудри».

Мобилизация ударников и «большевизация литературы», поддержанные журналом, особенным образом отражаются на его содержании. В 1931 г. рекламные анонсы «Роста» гласят: «“Рост” борется оружием художественного и публицистического слова за решение проблемы Урало-Кузнецкого комбината». Производственная тематика на страницах издания вытесняет какую-либо другую. В «Росте» наступает эпоха производственного романа, рассказа, лирики («Наши ударники» П. Короткова, «Прорыв в Мартене», «Призыв идет», «Есть победа» Л. Носова, «Мы строим жизнь» Ал. Нежданова и др.). Кроме того, все более и более журнал заполняется неким декларативно-прикладным материалом. «Рост» публикует все ключевые документы эпохи: дневники УралАПП, постановления региональных пленумов и съездов, материалы и решения конференций, а также фиксирует основные ее события: откликается, например, большой статьей на открытие Кабинета пролетарского писателя или анонсирует выпуск литературно-художественного сборника для рабочих клубов, изб-читален и библиотек «Вторая большевистская» и т.д. Так как 1931 г. издание укрепляет свой общественный статус, к участию в нем привлекается не только УралАПП, но также Объединение пролетарско-колхозных писателей и Литературное Объединение Красной армии и флота (ЛОКАФ), что также отражается на содержании официальной части издания, она продолжает расширение.

Наконец, еще одним вектором развития «Роста» в начале 1930-х становится движение к уровню литературно-художественных журналов Москвы и Петербурга (таких, как «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Звезда» и др.) с их высоким профессиональным уровнем. Из номера в номер в «Росте» появляются статьи специалистов в разных областях литературы и искусства, а также рецензии на книжные новинки. Без внимания не остаются ни русская, ни зарубежная словесность. Однако особенностью литературоведения в «Росте», как и во всяком печатном органе РАПП, становится предельная идеологизированность материала: большинство литературоведческих статей носят критический (с негативной семантикой) и зачатую разгромный характер. Здесь публикуются такие официозные полотна, как «Задачи литературной политики» Л. Авербаха, «Марксизм-ленинизм или Переверзев?» С. Щукина, «О формалистах» К. Боголюбова, «За большевистское развернутое наступление» М. Панова, «Об ошибках Лысьвы» А. Русинова и др. «Рост» активно привлекает на свои страницы материал «товарищей из центра», которые точно знают, какой должна быть литература советского народа. Критический отдел журнала также идеологизирован, но при этом он выполняет свою основную культурно-просветительскую функцию: знакомит читателя с новинками литературы и книгоиздания. Это и «Нью-Йорк» Т. Драйзера, и «Город» В. Пидмогильного, и «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, и двухнедельный журнал «Пламя» (издание московской газеты «Гудок»), и роман «Пух-Перо» Д. Крептюкова и др. В № 4 за 1931 г. появляются рецензии и на материал, опубликованный в предыдущих выпусках журнала: «К. Тюляпин. Свердловск. Поэма» Н. Быкова, «Сергей Балин. Пели канаты. Рассказ» П. Балина, «Ф. Пшеничный. Цена Митькиной крови» В. Галкина, «Смоленский. Забытая избушка. Поэма» И. Юхнева.

К сожалению, при всем стремлении «Рост» так и не попадает в ряды ведущих литературно-художественных ежемесячников Страны Советов – играет роль фактор провинциальности и вследствие этого некоторой недоброкачественности публикуемого материала, а также короткий срок выпуска журнала – 1,5 года.

Тем не менее, судьба «Роста» оказывается достаточно счастливой судьбой. Журнал изначально создается как единственное издание, предназначенное для руководства творческими силами Свердловска и Уральской области, и в связи с отсутствием конкуренции занимает центральное положение в их литературе. По мере развития «Рост» получает все более значительный вес в рамках региона и даже страны: в 1931 г. журнал начинает выходить при ОГИЗ и распространяться в Москве. Как и все подобные издания «эпохи УралАПП», «Рост» периодически подвергается критике разной жесткости, но ни одно критическое выступление (самое значительное прозвучало летом 1930 г. в докладе бригады РАПП на III расширенном пленуме Правления УралАПП10) не вредит изданию каким-либо серьезным образом. «Рост», в отличие от большинства уральских литературно-художественных журналов, прекращает свое существование абсолютно безболезненно. Во второй половине 1931 г. он перерождается в обновленный по концепции «Штурм» (1931 – 1935), который продолжает осуществлять руководство литературой Урала 1930-х гг.

Список литературы:

1.     С. В. Трудности РОСТ`а / С. В. // На Смену! 1929. № 298 (1053). 28 дек.

2.     [Без подписи]. Настоящий день // Рост. 1929. № 1.

3.     [Без подписи]. В Уральской ассоциации пролетписателей // Рост. 1930. № 1-2.

4.     Старк Н. «Рост». Ежемесяч. лит.-худ. и общ.-политический журнал. №№ 1 – 1929 и 1-2 – 1930 г. / Н. Старк. // Уральский рабочий. 1930. № 80 (4267). 6 апр.

5.     Тюляпин К. Свердловск / К. Тюляпин. // Рост. 1930. № 9-10.

6.     Тюляпин К. Расстрел Романовых / К. Тюляпин. // Рост. 1931. № 1-2.

7.     [Без подписи]. Ударники в литературу! // Рост. 1930. № 9-10.

8.     [Без подписи]. Конкурс на лучшее художественное произведение // Рост. 1930. № 11-12.

7 Исследование подготовлено в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям».

8 Все приезжающие в это время на Урал знаменитости воспринимают Свердловск точно также: как город-стройку. Так, например, Маяковский, побывавший здесь в начале 1928 г., с большим воодушевлением оценил размах строительства, а вот на Пастернака, прибывшего сюда четырьмя годами позже, стройки произвели очень тяжелое впечатление. См. подробнее: Подлубнова Ю. Борис Пастернак в Свердловске / Ю. Подлубнова // Литературный квартал. 2007. № 8. С. 55-56.

9 Сегодня это произведение воспринимается, конечно же, не так, как задумывал автор. Читатель не видит в происходящем торжество революционной справедливости, но, напротив, остро сочувствует жертвам.

10 Пленум отмечает грубые идеологические ошибки в статьях и даже первой передовой «Роста» и заключает: «Журнал по своей платформе является безустановочным органом, лишен боевого тона, не поднимает актуальнейших политических и теоретических вопросов, выходит безобразно несвоевременно. Уральская ассоциация считает необходимым поставить в соответствующих организациях вопрос о передаче его УралАПП`у и коренной реорганизации, вплоть до редколлегии. Секретариату на одном из первых заседаний заслушать доклад редакции журнала “Рост” и разработать мероприятия коренной перестройки журнала». См.: [Без подписи]. Очередные задачи УралАПП. Постановление III расширенного пленума Правления УралАПП по докладу бригады РАПП «О результатах обследования работы УралАПП» и содокладу т. Панова «О ближайших задачах УралАПП» // Рост. 1930. № 7-8. С. 108.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=213&article=972    /    Просмотров: 6290

Последние статьи раздела
КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЬЕС В РОССИИ: 2005 – 2006 ГГ.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ РУКОПИСИ В ЗЕРКАЛЕ «МАССОВОЙ» ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В СЕТИ

ЛИТЕРАТУРА НОВОГО БАШКОРТОСТАНА: РЕСУРСЫ КНИГОИЗДАНИЯ

«РОСТ» КАК ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СВЕРДЛОВСКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"