МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Издательское дело
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
тут будут очень интересные вещи
13.01.2009 (10:53)
Версия для печати
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО КНИГОИЗДАНИЯ

И.Ю. Плотникова (г. Екатеринбург) - "Проект Ахей"

Не забыты те времена, когда было просто и удобно работать, так как все спускалось сверху: объемы, тиражи, виды изданий, которые вузы имели право выпускать. Издательская деятельность строго контролировалась в управлении книгоиздания Министерства образования России и подлежала лицензированию каждые 5 лет, а самое главное – финансировалась в пределах утвержденных объемов.

В начале 90-х книгоиздание России вступило в новые рыночные отношения. Строгая и четкая система была разрушена. Издатели сами стали выбирать тематику изданий, определять объемы и тиражи. Для сокращения сроков издания сократился путь прохождения рукописи от автора к типографии, что сказалось на качестве и количестве выпускаемых изданий. Прекратилось бюджетное финансирование, что создало тяжелейшие проблемы в вузовском издательском деле.

Большие перемены внесло в издательскую жизнь внедрение компьютерной техники, что повлекло за собой изменение издательского цикла, издательских технологий и увеличение доли участия автора в подготовке книги к изданию. Также остро стал вопрос о возможности электронных изданий.

Внедрение в сферу образования информационных технологий повлекло появление электронной учебной книги. В 2001 г. были разработаны, а с 1 июля 2002 г. введены в действие ГОСТ «7.83 – 2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» и ГОСТ «7.82 – 2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов и общие требования и правила составления». Технология создания электронных ресурсов отличается от технологии традиционного издательского процесса и требует иных организационных форм.

Вузовское книгоиздание имеет целый ряд характерных особенностей. Ведь основным видом издаваемой литературы является учебные и учебно-методические издания. Это специфическая литература, и она требует особого подхода. Считается, что в учебной книге изложены материалы, которые не подлежат сомнению и принимаются как есть. Написать хороший учебник с первого раза практически невозможно. Обычно сначала автор пишет конспект или тексты лекций, затем учебное пособие и только потом на основе апробированного материала создается качественный учебник.

Из сказанного очевидно, как важен уровень качества вузовской учебной книги и насколько необходим правильный подход к организации рецензирования, научного редактирования и редакционно-издательской обработки материала.

Тем не менее, часто редакторы сталкиваются с пренебрежительным отношением к данному вопросу. Рукописи приходят в РИО без рецензий, научный редактор, представленный автором в книге, часто не знает, что он является научным редактором данного произведения, отсутствует система дополнительного рецензирования, так как это требует оплаты труда рецензента. Часто вся организационная система вузовского издания сводится к формализму: автор сам пишет рецензии и подписывает их у знакомых преподавателей, научным редактором его выступает зав. кафедрой, на которой тот работает. Выписки из протоколов приносятся без подписи ответственных лиц, без даты и номера заседания.

Если говорить о тематике вузовских книг, то здесь возникает вопрос: что важнее? Ведь тематика выпускаемой в вузе литературы очень разнообразна. В УГТУ-УПИ этот вопрос оставлен на рассмотрение методических комиссий факультетов и РИС, однако и здесь к вопросу относятся формально: утверждают и рекомендуют все заявленные к изданию материалы. А в процессе работы сталкиваешься с тем, что разные кафедры готовят для факультета одинаковый материал, отличие только в методике изложения и авторстве (или составительстве).

Таким образом, имеем утвержденный тематический план, который не в состоянии выполнить своевременно и качественно.

Еще одна особенность – это люди, редакторы, которые с течением времени становятся высококачественными специалистами, способными обработать любой тематический материал. Вузовский редактор должен иметь достаточно широкую эрудицию в области тематики вуза. Таких специалистов немного, и уровень заработной платы в вузе не всегда соответствует уровню работы.

Книгоиздание в вузе – это широкий процесс. В нем задействованы не только издательско-полиграфические структуры, но и множество других подразделений, ведь авторы – это сотрудники и преподаватели того же вуза. Решающий голос в определении тематики выпускаемых книг и формировании авторских коллективов имеют кафедры. Библиотека стоит на страже книгообеспеченности тех или иных дисциплин, потребностей студентов, так как она – это основной «потребитель» вузовской книги.

Хорошая вузовская книга – это продукт совместной и согласованной деятельности целого коллектива: автора, рецензентов, научного редактора, редактора РИО, полиграфиста и других специалистов. Эта структура взаимодействия предполагает разумную, слаженную систему административных, функциональных, производственных, финансовых связей между отдельными ее звеньями. Такое взаимодействие предполагает качественное управление редакционно-издательской деятельностью в вузе. Административные руководители вуза, курирующие издательскую деятельность, как правило, не являются специалистами в области издательского дела. Руководителю редакционно-издательским подразделением вуза не под силу каждый раз в одиночку справляться с огромной массой различных издательских вопросов. Поэтому в вузах создаются системы коллегиальной подготовки решений по издательским вопросам, например, создание редакционно-издательского совета университета. РИС чаще всего состоит из высококвалифицированных специалистов, которые берут на себя часть вопросов по выбору нужной для вуза тематики, рецензированию, дают рекомендации по доработке содержания, оказывают помощь в решении спорных вопросов, возникших между редакцией и автором по поводу его рукописи.

В вузе надо издавать не то, что экономически выгодно и продаваемо, а то, что в первую очередь необходимо для учебного процесса. Именно поэтому вузовское книгоиздание не рентабельно и убыточно. Не способствуют экономической эффективности и малые тиражи многих учебных книг, особенно для малоконтингентных специальностей. Средний тираж учебного пособия 100-300 экз., методического издания 50-100 экз. Научные издания тоже не имеют больших тиражей. Кроме того, любое учебное образовательной учреждение обязано обеспечить учебной литературой своих студентов, и если издания нет в достаточном количестве в библиотеке, то оно не имеет права быть в свободной продаже. В условиях отсутствия бюджетного финансирования почти все расходы по редакционной подготовке материала и типографскому изданию ложатся на плечи вуза.

Здесь следует отметить, что в УГТУ-УПИ пошли по наименее затратному пути, а именно по созданию текстовых электронных изданий, созданию портала информационных образовательных ресурсов, где размещены электронные аналоги печатных изданий, электронные ресурсы и электронные издания. Хотя, по моему мнению, электронное издание – это понятие больше относится к мультимедийному продукту, содержащему аудио, видео, картинку и текстовый материал. Но, по определению ГОСТа, и то, и другое имеет право на существование.

Нельзя не отметить еще одну особенность вузовского книгоиздания – трудовые правоотношения между автором и издательством. В вузе автор, как правило, является его сотрудником и создает свою книгу как служебное произведение. Наименование книги записано в его индивидуальный план, на кафедре заведующий определяет срок создания произведения. Будущая работа включается в перспективный тематический план редакционной подготовки учебных материалов к изданию, формируемый на год. План рассматривается и утверждается на РИС и передается в РИО для производства. В этом случае все исключительные имущественные права работника, выполнявшего работу в качестве служебного задания, переходят к работодателю. Но при этом личные неимущественные авторские права всегда сохраняются за автором.

Другими словами: автор всегда остается автором, его имя надо указывать в произведении и, используя произведение в других работах, обязательно делать ссылки. При этом автор служебного произведения не имеет право им распоряжаться, т.е. передавать права на использование произведения другим лицам, так как эти права всегда принадлежат работодателю.

Конечно же, очень трудно отследить нарушения авторских прав. Особенно это касается электронных изданий. Хотя все работы размещены на портале в формате ПДФ (pdf), тем не менее эту работу можно перекачать и использовать и даже издать малым тиражом под другим именем, и никто даже не будет знать об этом инциденте.

В заключение мне хотелось бы сказать, что проблем много, но дружное взаимодействие всех подразделений вуза и правильная политика руководства помогают нам достойно держаться в наших непростых условиях. Весь цикл издательской деятельности УГТУ-УПИ обеспечивается совместной работой ряда структурных подразделений, и, прежде всего, это:

– редакционно-издательский отдел (РИО);

– отдел инновационных образовательных технологий (ОИОТ);

– отдел учебных электронных изданий центра АВТП (ОЭИ ЦАВТП);

– полиграфические базы УГТУ-УПИ;

– зональная научная библиотека (ЗНБ);

– учебно-научный центр интеллектуальной собственности (УНЦИС).



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=213&article=957    /    Просмотров: 7131

Последние статьи раздела
КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЬЕС В РОССИИ: 2005 – 2006 ГГ.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ РУКОПИСИ В ЗЕРКАЛЕ «МАССОВОЙ» ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В СЕТИ

ЛИТЕРАТУРА НОВОГО БАШКОРТОСТАНА: РЕСУРСЫ КНИГОИЗДАНИЯ

«РОСТ» КАК ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СВЕРДЛОВСКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"