МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Издательское дело
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
тут будут очень интересные вещи
10.01.2009 (10:41)
Версия для печати
МОНИТОРИНГ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СТУДЕНТОВ

Я.Б. Зеницкая (г. Екатеринбург ) - "Проект Ахей"

Активно ведется работа по созданию Национальной программы поддержки и развития чтения в России. Большую роль в ее реализации должны играть библиотеки.

В нашем маркетинговом исследовании приняло участие 210 человек из УГТУ-УПИ, УГМА и УИЭУиП г. Екатеринбург.

Уральский государственный технический университет

По решению партии и правительства в конце 20-х г. резко возрастают темпы промышленного строительства. Начинается период «большого скачка». Строительство на Востоке страны второй угольно-металлургической базы – Урало-Кузнецкого комбината – выдвигало регион на передний край индустриализации СССР. Такие стройки, как Уралмаш, Магнитка, стали знаменем всей страны.

В 1992 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.92 г. N 1691-Р институт аттестован как Уральский государственный технический университет (УГТУ-УПИ).

Уральская государственная медицинская академия

Уральский государственный медицинский институт был организован Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15.04.1933 г. N 341 в составе лечебного факультета.

 В апреле 1994 г. была проведена государственная аттестация Уральского государственного медицинского института. Приказом Госкомитета РФ по высшему образованию от 23.06.1995г. N 953 «О переименовании высших учебных заведений Минздравмедпрома России» и приказом Минздравмедпрома России от 20.07.1995 г. N 209 Уральский государственный медицинский институт переименован в Уральскую государственную медицинскую академию (УГМА). Учредителем УГМА является Министерство здравоохранения РФ.

Уральский институт экономики, управления и права

Уральский институт экономики, управления и права был организован как негосударственное высшее учебное заведение в 1992 г. Институт осуществляет подготовку по направлениям: экономика, юриспруденция.

Востребованность выпускников Уральского института экономики, управления и права определяется тем, что предложенная модель подготовки специалиста отвечает требованиям времени и современному состоянию рынка труда. Это дает выпускникам института широкие возможности трудоустройства по выбранной специальности и дальнейшего продвижения по службе.

По состоянию и уровню развития материально-технической базы, кадровому и научно-педагогическому потенциалу Уральский институт экономики, управления и права относится к перспективным, прогрессирующим вузам.

При обработке материалов исследования «Чтение художественной литературы студентов Екатеринбурга», восприятия художественной литературы читателями-студентами выделяют литературную ориентацию, интерпретируемую, как совокупность знаний о круге знакомых респонденту писателей, о его литературном вкусе, а также о том значении, которое имеет чтение художественного произведения для него.

Основами характеристики, являются:

§                    личные социально-психологические функции литературы;

§                    начитанность студента, раскрываемая через читательскую активность, широту и устойчивость читательских интересов;

§                    система предпочтений студентов крупных вузов в области художественной литературы.

Одной из важнейших читательских характеристик и основной переменной, определяющей восприятие произведения, я считаю литературную ориентацию студента. Характер этой ориентации может служить для диагностирования тех потребностей, которые читатель удовлетворяет с помощью художественного слова.

В основе изучения студентов УГМА, УГТУ (УПИ), УИЭУиП литературной ориентации студентов в данном исследовании разработан тест «Чтение студентов УГМА, УГТУ (УПИ), УИЭУиП». В него вошли подтесты «Образование и чтение» и «Требования к хорошему роману».

Первый из них содержит суждения о литературе, культуре, искусстве и предназначен для выяснения установки студента УГМА, УГТУ (УПИ), УИЭУиП на чтение. Таким образом, чем богаче внутренний мир человека, тем более полным оказывается его взаимодействие с произведением искусства. Художественная деятельность индивида, для которой характерно отсутствие соответствующих потребностей в искусстве, может быть названа неполной. Вероятно, что в различные возрастные периоды жизни индивида те или иные функции имеют разную степень выраженности.

Хотя тест направлен на «выявление личного мнения» и, следовательно, личной системы функции индивида, из материала трудно с определенностью говорить о действительном отношении студентов к искусству и литературе, как его части, а следовательно, и о их функциональном значении для него. В то же время обилие суждений вызывает желание формально отнестись к работе, не вникая в ее сущность. Это, конечно, оказывает самое серьезное отрицательное воздействие на получение достоверных результатов. К сожалению, нужно констатировать, что этот тест составлен не лучшим образом с точки зрения его объема, содержания и формулировки высказываний.

Отметим и то, что краткость и неясность формулировок этого теста допускают различное толкование его позиций респондентами разного уровня начитанности. Анализ показывает, что в наборе функций можно выделить такие, которые максимально значимы для всех исследуемых студентов: наиболее значимы познавательно-образовательные функции литературы; нравственно-воспитательная; когнитивная. Несколько менее значимы эмоционально-эстетическая функция, и, наконец, компенсаторно-развлекательная и престижная функции.

Следовательно можно говорить о том, что художественные произведения имеют различное функциональное значение:

1.                познавательно-образовательное;

2.                когнитивное;

3.                 нравственно-воспитательное и ценностно-ориентировочное;

4.                эмоционально-эстетическое;

5.                компенсаторно-развлекательное;

6.                престижное.

Таким образом, на первое место выходят функции, которые не являются специфическими для художественной литературы. Это говорит о том, что художественная деятельность у студентов УГМА, УГТУ (УПИ), УИЭУиП выступает в своей превращенной форме, по своему функциональному значению близкой прежде всего к познанию и воспитанию. Это обстоятельство, естественно, не может не сказаться на качестве чтения и восприятия художественных текстов. Именно этим, скорее всего, объясняется перевес «познавательных жанров» и морально-эстетической проблематики, выявленной при анализе характера чтения.

Выявление ведущих функций литературы свидетельствует о том, что литература в нашем обществе, по мнению студентов, играет активную роль «учебника жизни, преобразующей силы, способствующей развитию личности, углубленному пониманию себя самого».

В отношении художественной литературы, чтение которой собственно и исследовалось, качественными характеристиками начитанности, как мне кажется, может служить:

а) интерес студента к основным разделам художественной литературы;

б) интерес студента к различным жанрово-тематическим комплексам и типам литературы;

в) диапазон знакомства студента с различными родами, жанрами, формами и литературными стилями.

Первый из перечисленных подходов, с успехом использованный в крупнейших исследованиях чтения, дает возможность объективного деления всей массы читаемой литературы. Характеристикой студента служат диапазон чтения литературы из различных разделов и устойчивость интересов к каждому из них.

Второй – позволяет выделять определенные типы литературы с точки зрения целей чтения:

1.                остросюжетная литература удовлетворяет тягу читателя к приключениям;

2.                социальный роман-эпопея помогает понять исторические особенности развития общества;

3.                психологический роман, исследуя тончайшие движения человеческой души, помогает читателю постичь самого себя и окружающих;

4.                романтическая литература удовлетворяет тягу читателя к сильным характерам, чрезвычайным обстоятельствам и т. д.

 Диапазон знакомства с различными родами, жанрами, формами и стилями литературы является, собственно, аккумулятором эстетического опыта студента. Чем больше круг читаемых произведений различных литературных стилей, жанров и форм, тем более затруднено восприятие непривычных для студентов произведений. Так, читателям, для которых обычным чтением является роман, будет трудно примириться с лаконичностью и насыщенностью новеллы, значимостью каждой детали.

В данном исследовании проверить значимость последней характеристики нет возможности, поскольку основное внимание при анализе литературного багажа студентов было направлено на изучение знакомства студентов с таким жанром, как роман.

На получение дополнительных сведений о структуре чтения в последнее время, о любимых и не любимых писателях ориентированны задания, следующие за списком авторов, в которых я прошу студентов перечислить наиболее понравившиеся и наиболее непонравившиеся им произведения и книги, прочитанные студентами за последнее время.

Анализируя ответы студентов, можно сделать вывод, что студенты читают в основном авторов русской классики ХIХ в. Кроме того, сведения отражают скорее не реальную картину чтения студентов, а знание ими авторов, вошедших в список.

Уровень читательской активности опрошенных (100% опрошенных студентов):

§                    Низкая – 40%;

§                    Средняя – 50%;

§                    Высокая – 10%.

Задачей анализа литературных интересов студентов является определение их интереса к различным типам литературы.

Подавляющее большинство читателей читают литературу разнообразных типов и жанров. Качественные характеристики тесно связаны с читательской активностью: больше читают те, кто читает с самыми различными целями. Таким образом, можно отметить, что такие параметры, как читательская активность, разносторонность и устойчивость читательских интересов, могут служить существенными составными частями читательской характеристики. Важным моментом, разъясняющим и уточняющим картину чтения, являются жанрово-тематические особенности читаемых произведений. Популярность авторов, названных в ответе на вопрос о чтении в последнее время, весьма различна. Из авторов, входящих в предложенный студентам список, наиболее часто назывались Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и А. Н. Толстой. Ни один из писателей, названных в ответах на этот вопрос помимо списка, не был столь популярен: подавляющее большинство из них было названо лишь один раз.

Другим комплексом характеристик читателей можно назвать систему их читательских предпочтений, критериев оценки ими произведений. Едва ли этот параметр можно толковать как индикатор уровня литературного вкуса студента: вкус – оценочная категория. О его уровне говорит, скорее, не столько признание того или иного произведения понравившимся или не понравившимся, сколько сама система критериев оценки, без знания которой уяснить, что скрывается за выбором, трудно или вообще невозможно. Известно, что произведение может нравиться по самым различным причинам, и критерии оценки при этом не всегда свидетельствуют о высоком вкусе студента.

Аудиторию одной и той же книги могут составлять самые различные читатели. Однако даже эти общие сведения можно использовать как характеристику студентов. Если «литературный багаж» показывает «поле чтения» студента, характер его эстетического опыта, то система предпочтений вносит в это поле необходимые коррективы, позволяет выделить то, что индивидом принимается и одобряется, а что отбрасывается. Сведения о системе предпочтений в данном исследовании могут быть деформированы двумя факторами: списком 40 авторов, предшествующим вопросу о наиболее понравившихся произведениях, и влиянием «сиюминутного чтения», когда последняя прочитанная книга студенту кажется именно той, которая произвела наибольшее впечатление.

Подведем некоторые итоги. При исследовании читательских характеристик студентов вузов Екатеринбурга не затронута читательская атмосфера их ближайшего окружения. Анализ полученного в ходе исследования материала приводит к выводу о том, что принятая в библиотечной практике классификация читателей на основе социально-демографических признаков оказывается явно недостаточной: внутри однородных социально-демографических групп читательские характеристики обладают дифференцирующим действием и служат существенным дополнением к общепринятой характеристике читателя. Основной переменной, определяющей восприятие художественного произведения, является литературная ориентация, понимаемая нами как личностный аспект системы функции литературы. Только небольшой процент в каждой группе студентов демонстрирует комплексный характер потребностей. При этом уровень образования не оказывает существенного влияния на тенденции распределения по группам с различными компонентами ориентации.

Гипотеза о существовании прямой зависимости между читательской активностью индивида и широтой его читательских интересов не может рассматриваться как доказанная. Прежде всего, информацию о восприятии дает открытый вопрос: «О чем рассказывается в романе?» Словесный отчет до сих пор остается преобладающим источником информации о восприятии, хотя нельзя не осознавать того, что при этом в поле зрения исследователя попадает лишь часть воспринятого студентами, доступная весьма непростому для них осознанию и вербализации. Необходимость же в нескольких предложениях резюмировать содержание романа толкает читателя к обобщениям, неизбежно отвлекающимся от ключевых деталей.

Формулировка «О чем рассказывается в романе?» способствует бессознательной ориентации студента на внешнюю, фабульную сторону произведения. Расположенное вслед за заголовком задание: «Опишите в нескольких предложениях, о чем по вашему, рассказывается в этом романе, что хотел писатель рассказать своим читателям», еще более усиливает эту ориентацию читателя на сюжетный слой произведения.

Как выяснилось в проведенном исследовании, из трех романов, представленных для восприятия, читалось только два – это «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, что же касается «Господ Головлевых» М.Е. Салтыкова-Щедрина, то его, как выяснилось, читал лишь один опрошенный студент.

На выявление сведений о системе оценок студентов прочитанных романов предназначен вопрос: «Хороший ли это роман?» Применение обоснования после шкалы представляется целесообразным, так как изолированная оценка произведения только по шкале не раскрывает действительную позицию студентов. И хотя велика опасность получить в обосновании лишь стереотипные ответы, все же думается, что неискушенность студентов в данной выборке и не первичная для них процедура оценки могут показать истинное отношение студентов к роману, критерии их оценки произведения.

Помимо уровней восприятия и критериев оценки произведений в исследовании выявлялось направление эмоционального воздействия романов на читателей с помощью вопроса: «Что вы чувствовали?» Сама попытка выявить эмоциональные реакции студентов весьма интересна и важна при восприятии художественной литературы, обращенной столько же к разуму, сколько и к чувствам читателя. До сих пор анализировались изучавшиеся в этом исследовании рациональные элементы восприятия. Без эмоционального компонента этот анализ был бы не полон.

В настоящем исследовании получены следующие факты:

1. Отношение сегодняшней молодежи к классической литературе логично вписывается в контекст ее отношений к чтению вообще, к значимой информации, к карьере, образованию, способам проведения досуга. Ответ на вопрос, читают ли молодые люди классику, знают ли ее, во многом определяется ответами на более общие вопросы – читают ли они вообще, читают ли художественную литературу, какую художественную литературу читают и зачем. Поскольку объектом нашего исследования были студенты трех крупнейших вузов г. Екатеринбурга, его результаты относятся именно к этой группе, безусловно «продвинутой» в сфере чтения.

2. Полученные данные в целом подтвердили результаты наши предположения. Около 30% опрошенных так или иначе соглашаются, что чтение (в частности, чтение художественной литературы) не занимает большого места в их жизни. Однако более двух третей респондентов в последнее время читали ту или иную художественную литературу. При этом утилитарные (учебные) и «серьезные» личностные мотивы такого чтения отмечались с примерно одинаковой частотой. Многие из студентов все чаще говорят, что у них вообще нет времени на чтение.

3. Судя по результатам опроса, образ классики в сознании молодых формируют прежде всего понятия из нормативно-ценностной сферы. Более трети респондентов отметили варианты «то, что актуально во все времена» и «то, что признано культурными людьми во всем мире», около 30% – вариант «то, что отражает общечеловеческие ценности». Самым же популярным ответом стал самый общий (включающий и фактор исторический) – «это литература, которая прошла испытание временем» – его выбрал почти каждый второй. Собственно эстетический фактор гораздо менее значим; однако есть основания полагать, что посетители библиотек в большей степени, чем другие группы молодежи, выделяют именно эстетическую ценность классики.

4. К классикам наши респонденты прежде всего отнесли самых известных русских писателей ХIХ в. – Пушкина, Толстого и Достоевского, прочно занимающих место в школьных программах, и Шекспира, также «программного» автора. Несколько меньше «голосов» получили «советские классики» – Есенин, Горький и Булгаков. Из «непрограммных» писателей высокий рейтинг оказался лишь у А. Дюма.

5. Более 60% молодых людей отметили, что герои классики похожи на современных россиян, и мы решаем те же проблемы, что когда-то решали они. Полученные данные в определенной мере позволяют говорить о проблемах социальной самоидентификации респондентов. Их отношение к предложенным нами «литературным ситуациям» свидетельствует о достаточной сложности и противоречивости социальных и нравственных ориентиров этих юношей и девушек.

6. Самой близкой для респондентов оказалась ситуация Наташи Ростовой (уезжая с семьей из Москвы, она убеждает родителей оставить часть имущества и вместо него увести на возах раненых русских солдат). Более трети опрошенных ответили, что поступили бы так же. С другой стороны, каждый пятый считает, что никто из их среды не сделает в аналогичной ситуации того, что сделала героиня Толстого.

7. В качестве героя классики, похожего на сверстников, респонденты чаще всего указывают на Печорина, который  пытается сделать собственную жизнь интереснее и ярче за счет чужих чувств и судеб. 40% опрошенных признали, что такой тип характерен для их поколения, но идентифицируют с ним себя – почти вдвое меньше. Очевидно, такой способ поведения не вписывается в систему нравственных норм большинства (во всяком случае – в ту систему, сторонниками которой это большинство себя заявляет).

 8. Около 60% респондентов утверждают, что в последнее время читали произведения тех писателей, которых они называют классиками. Названы конкретные авторы и их произведения – в основном включенные в учебные программы. Более половины опрошенных назвали отечественных классиков, более 20% – зарубежных. На первом месте оказался Пушкин. Таким образом, реальное чтение классики и круг читаемых авторов традиционны и почти всегда определяются утилитарными мотивами.

9. Говоря о своем чтении, респонденты назвали, кроме произведений, которые они считают классическими, более 300 тем, авторов и названий. Это и «серьезная», и массовая, и отечественная, и зарубежная литература. В списке встречаются «программные» авторы. Присутствуют также фактически все «модные», популярные в различных читательских группах писатели: Б. Акунин, Х.Л. Борхес, В. Ерофеев, С. Кинг, Х. Кортасар, А. Маринина, В. Пелевин, Н. Перумов, Дж. Толкиен, И. Хмелевская. В целом превалируют детективы, фантастика, исторические романы.

10. Полученные нами данные в целом можно расценить как достаточно противоречивые. С одной стороны, большинство респондентов утверждают, что читают классику регулярно или хотя бы изредка. С другой стороны, сами они описывают свое реальное чтение как почти исключительно деловое, связанное с выполнением учебных заданий. С одной стороны, большинство соглашается с тем, что именно классика отражает главные человеческие ценности и актуальна во все времена. С другой – проделанное респондентами по нашей просьбе сравнение героев классики с собой и своими знакомыми было вписано именно в исследовательскую, достаточно искусственную ситуацию; в реальной жизни, при выборе реальных решений и реальных способов поведения молодые люди вряд ли вспоминают об этих героях.

11. Жизнь складывается так, что для новых поколений чтение классики – как и чтение вообще – объективно играет все меньшую роль. И связано оно именно с использованием как традиционных, так и инновационных форм и методов работы – для демонстрации того, как эти «старые» книги связаны с современной жизнью. Эффективность такой деятельности определяется умением библиотекаря показать и доказать, что хрестоматийные герои – живые люди, похожие на читателя и его знакомых, что их чувства и поступки, о которых так скучно говорится на уроках, обдумать и обсудить не менее интересно, чем чувства и поступки героев сериалов, что многие сюжеты и проблематика классики не стареют.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=213&article=954    /    Просмотров: 10597

Последние статьи раздела
КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЬЕС В РОССИИ: 2005 – 2006 ГГ.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ РУКОПИСИ В ЗЕРКАЛЕ «МАССОВОЙ» ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В СЕТИ

ЛИТЕРАТУРА НОВОГО БАШКОРТОСТАНА: РЕСУРСЫ КНИГОИЗДАНИЯ

«РОСТ» КАК ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СВЕРДЛОВСКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"