МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Издательское дело
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
тут будут очень интересные вещи
10.01.2009 (10:46)
Версия для печати
ОТ ИЗДАТЕЛЯ ДО ЧИТАТЕЛЯ: БИБЛИОТЕКИ И КНИЖНЫЙ РЫНОК

Г.Ю. Кудряшова (г. Екатеринбург) - "Проект Ахей"

  Многие проблемы издателей, книгораспространителей, библиотекарей имеют общие корни и соответственно общие проблемы, такие, как комплектование фондов, изучение спроса на издания, внедрение информационных технологий. Как же обстоят дела с их решением?

 Для начала – немного статистики о состоянии книжного дела в 2005 году и в минувшем 2006. Весьма заметны отличия в его оценке в профессиональных изданиях. Если в 2005 г. эксперты отмечали наличие системного кризиса книжного бизнеса, то публикации 2006 г. идут под общей оценкой «рекорд вместо кризиса».

В России функционирует около 5500 книжных издательств и 130 тыс. библиотек всех типов и видов, которые входят в круг потенциальных потребителей книжной продукции. Библиотечная статистика отражает общий ежегодный прирост приобретаемых изданий. И это является положительной тенденцией с точки зрения книжного бизнеса, статистика которого показывает, что в целом в стране не происходит роста потребительской базы книжного продукта, а предел потребителей книжной продукции – 60-63% населения РФ.

С другой стороны протекают такие процессы, которые не оставляют равнодушными библиотеки, так как трансформирование системы книгоиздания, развитие книжного рынка оказывают сильное воздействие на технологию комплектования. Можно назвать ощутимые факторы, которые оказывают влияние на процессы комплектования библиотек:

v               Формирование качественно нового книгоиздания в результате процессов трансформации в издательской и распространительской среде, либерализации цен, отмены цензуры, разгосударствления собственности.

v               Изменение издательского документопотока с новыми тематико-видовыми характеристиками.

v               Разрушение государственной системы книгораспространения и, в связи с этим, развал режима предварительного информирования об изданиях, готовящихся к выходу в свет.

 Как же можно характеризовать возможности современного книгоиздания с точки зрения библиотек? Начать хотелось бы с аналитической характеристики книжного ассортимента. По официальным данным за 2006 г. произошло его значительное увеличение [4]. Прирост количества названий книг и брошюр за прошлый год наметился по всем основным видам и типам изданий, а тенденция к снижению суммарных тиражных показателей закрепилась. В тиражных группах доминируют издания тиражом до 50 тыс. экземпляров (в основном это школьные учебники и развлекательная литература).

Такая общая динамика роста наименований книжного репертуара библиотеками может расцениваться весьма положительно. Но анализ содержательного наполнения перечня новинок все-таки пока не дает оснований для удовлетворения разнообразных потребностей научных библиотек, в частности библиотек высших учебных заведений.

 И в этом плане можно вести речь о втором из названных факторов, отметив при этом, что издательский документопоток, его тематико-видовые характеристики библиотеками внимательно анализирюется. В качестве примера приведу опыт Зональной научной библиотеки УГТУ – УПИ. В библиотеке существует автоматизированный комплекс работ, проводимых совместно с книготорговыми компаниями под общим названием «Ассортиментная выставка». Он включает в себя автоматизированные процессы:

– предварительный аннотированный отбор изданий для демонстрации преподавателям;

– демонстрацию изданий и непосредственный отбор их для приобретения;

– формирование заказа на оплату и приобретение отобранных изданий;

– приобретение и доставка изданий в библиотеку.

 Такая технология комплектования учебной и научной литературой дает основания библиотечным специалистам отметить следующие моменты. С одной стороны, увеличение наименований книгоиздательской продукции способствует приобретению литературы по дисциплинам, читаемым в вузе, но с другой стороны перечень учебных дисциплин, направлений в вузе настолько велик, что нашим партнерам на книжном рынке весьма непросто найти литературу специального назначения для отбора и демонстрации преподавателям. Еще один момент: снижение тиражей, особенно в условиях необходимости проведения процедуры тендерных торгов в соответствии с известным законом, приводит к тому, что на момент приобретения книг библиотекой тираж может исчезнуть из продажи. А поскольку потребности научных библиотек в основном закрываются отнюдь не региональными издательствами, эта ситуация становится достаточно проблемной.

 Теперь – о данных экспертов и аналитиков, которые не расходятся с библиотечной практикой. Вузовские учебники, справочники, словари, серьезная беллетристика входят в группу изданий тиражом до 5 тыс. экз. В тематических разделах в репертуаре изданий преобладает политическая и социально-экономическая литература, число названий художественной литературы сокращается, сектор юридической, технической и компьютерной, литературы по искусству, культуре достаточно стабилен. На российском книжном рынке устойчивым интересом пользуется различная профессиональная литература и справочники. Отмечается тенденция к усилению допечаток тиража ходовых позиций. Рост доли повторного издательского продукта по ходовым позициям превысил показатель 2005 г. на 5,2 %.

Несколько слов об издательствах Уральского региона. Они наиболее заметны в сегменте выпуска краеведческой литературы. Деятельность некоторых издательств Екатеринбурга получает высокую рейтинговую оценку в общероссийском масштабе. Так, например, журнал «Книжный бизнес» ежемесячно публикует «олимпийские рейтинги» издательств, и в них присутствуют издательства «Екатеринбург – Литур», «Ультра-культура». Библиотекарям известны такие издательства, как «Сократ», «У-Фактория», «Пакрус».

 В региональном издательском секторе есть, конечно, представительства московских издательств, таких. как ЭКСМО (с 2002г), «Академия» (с 2006 г.). Экспансию московских издательств отмечают специалисты книжного дела во всех регионах: на долю московских издательств (их 5% от общего количества в России) приходится более 60% наименований и 85% тиража.

Основной вывод экспертов: в настоящий момент существует неоспоримый факт перепроизводства, избытка издательских мощностей на фоне сокращающейся дифференциации продукта. Эта ситуация волнует библиотеки вузов, так как входящие в жизнь новые процессы, связанные с Болонской декларацией, требуют знания целевой аудитории и ее проблем, учет интересов учебных заведений, издания новых учебников для бакалавров и магистров, специализации издательств.

В связи с этим имеет значение последний из указанных выше факторов – информирование об издаваемой продукции. Очевидно, что издательства делают огромную работу в этом направлении. Эта работа дает свои результаты на книготорговом рынке. Но сегодня, по мнению экспертов, издательский рынок обгоняет книготорговый. Стационарная книжная торговля – это только 70% в доле оборота книготорговых компаний. Есть поле деятельности для работы с библиотеками, осуществление возможности электронного информирования об учебных изданиях по дисциплинам вузов, соотнесенного с направлениями обучения. И по этому пути идут некоторые издательства («Академия», «Кнорус»), книготорговые компании.

Кроме того, сегодня происходит достаточно медленное развитие каналов продаж, таких, как Интернет-магазины, торговля по каталогам, почтовая торговля и т.д. Книжная сеть расширяется в основном за счет открытия новых торговых точек, зачастую с однотипным репертуаром, которые не могут участвовать в торговых отношениях с библиотеками в полной мере.

Надо отметить, что и процедура проведения тендерных торгов отнюдь не способствует расширению книготорговых связей библиотек, их покупательной активности ни с издательствами, ни с книжными магазинами. В этих условиях для библиотек возрастают значимость взаимодействия с книготорговыми компаниями, отработка с ними механизмов комплектования, организация единого информационного пространства для издателей, книжной торговли и библиотек.

 В Екатеринбурге существует достаточно сильная конкуренция на книжном рынке, тенденция к многоформатности книготорговой сети, но выбор книготоргового партнера, отвечающего многочисленным пожеланиям библиотек, – весьма непростое дело. Сегодня вузовские библиотеки Екатеринбурга и Уральского региона тесно сотрудничают с такими екатеринбургскими книготорговыми компаниями, как «Алис-Альянс», «Новая книга», «Старт-плюс», «Лаватера». Кроме того, мы тесно работаем с «Домом книги», отличающимся от других книжных магазинов разнообразием репертуара. В 2006 г. мы порадовались за наших партнеров, прочитав о победе «Дома книги» в конкурсе «Лауреаты бизнеса – звезды Урала».

 Библиотеки являются хотя и постоянными, но все же специфическими покупателями книжной продукции. Для них важна полная и четкая система информирования об издательском потоке, так, как этого требуют технологии комплектования. Зональная научная библиотека УГТУ-УПИ работает с нашими деловыми партнерами в автоматизированном режиме на базе информационной системы управления библиотекой (ИСУБ), так как для нас важна не только кумуляция информации об интересующем библиотеку документопотоке, но и возможность ее оперативного и многовариантного использования, в том числе и в электронных каталогах, т.е. необходимы электронизация связи с современным книжным рынком, участие издательств в работе библиотечных информационных сетей.

 Сегодня у библиотек есть основания для оптимистических прогнозов в сфере книгораспространения. Они связаны с появлением крупных оптовых книготорговых фирм, развитием инфраструктуры книжной торговли, использованием электронных технологий и возможностей сети Интернет, развитием цифровых технологий печати малотиражных узкоспециальных изданий. Оптимизма сотрудникам библиотек добавляет и обещание Председателя Государственной Думы Б.В. Грызлова, руководителя Общественного комитета содействия развитию библиотек России, данное на конференции Российской библиотечной ассоциации, состоявшейся в мае этого года, об отмене тендера для библиотек.

В завершение хотелось бы остановиться на общем важном моменте для всего книжного сообщества: необходимо возрождение интереса к чтению, развитие «социальной рекламы чтения». Известны весьма удручающие цифры социального опроса, проведенного в 2005 г.: 52% россиян не покупают книг, 37% книг не читают и 14% не имеют книг вообще. Россияне читают в среднем 7 ч в неделю и по этому показателю занимают 7-е место в мире после Индии, Таиланда, Филиппин, Китая и Чехии.

Принятая Национальная программа чтения включает в себя улучшение условий работы книжных магазинов, модернизацию библиотек, что должно, наконец, повысить престиж чтения в стране. Во всем мире традиционная книга остается уникальным и универсальным средством фиксации, хранения и передачи информации, наиболее приспособленным к природным особенностям человеческого восприятия. Создание и распространение изданий приобретает новую масштабность. Ряд проблем, возникающих при этом, можно решать совместными усилиями книгоиздателей, книгораспространителей и библиотекарей. От их решения зависят как успех книжного бизнеса, так и уровень обеспечения пользователей библиотек полной, оперативной и актуальной информацией.

Список литературы:

1.     Подкорытова Н.И. Современный издательский процесс и комплектование библиотек: проблемы и перспективы / Н.И. Подкорытова // Вузовская книга в Сибири: проблемы повышения качества научно-методического обеспечения учебного процесса в высшей школе. Новосибирск, 2004.

2.     Сироженко В. Рекорд вместо кризиса. Основные статистические показатели российского книгоиздания в 2006 г. / В. Сироженко // Книжное обозрение. 2007. № 10-11.

3.     Соловьева Е. Книжный бизнес России: итоги 2006 г. / Е. Соловьева // Книжный бизнес. 2007. № 1. С. 4-11.

4.     Сухоруков К.М. Российское книгоиздание в 2006 г. / К.М. Сухоруков // Библиография. 2007. № 2. С. 9-15.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=213&article=952    /    Просмотров: 6379

Последние статьи раздела
КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЬЕС В РОССИИ: 2005 – 2006 ГГ.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ РУКОПИСИ В ЗЕРКАЛЕ «МАССОВОЙ» ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В СЕТИ

ЛИТЕРАТУРА НОВОГО БАШКОРТОСТАНА: РЕСУРСЫ КНИГОИЗДАНИЯ

«РОСТ» КАК ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СВЕРДЛОВСКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"