МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Издательское дело
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
тут будут очень интересные вещи
06.01.2009 (10:48)
Версия для печати
ПРЕШОВ И ЕГО РОЛЬ В СЛОВАЦКОЙ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ

Анна Петрикова (г. Прешов, Словакия) - "Проект Ахей"

 В состав задач исследования входят: история производства бумаги (dejiny výroby papiera); история книги (dejiny knihy); история рукописной книги (dejiny rukopisnej knihy); история печатной книги и печатных документов (dejiny tlačenej knihy a tlačených dokumentov); история электронной книги и электронных документов (dejiny elektronickej knihy a elektronických dokumentov); история типографий (dejiny tlačiarní); история издательского дела (dejiny vydavateľskej činnosti); история переплетного дела и отделки (dejiny kníhviazačstva); история книжной иллюстрации (dejiny knižnej ilustrácie); история книжной цензуры (dejiny knižnej cenzúry); история букинистической деятельности (dejiny kníhkupeckej činnosti); история библиотек и документации (dejiny knižníc a dokumentácie); личности словацкого книжного дела (osobnosti slovenského knihovníctva); история библиографии (dejiny bibliografie); личности словацкой библиографии (osobnosti slovenskej bibliografie).

В фонде Словацкой национальной библиотеки имеются сведения о развитии книжной культуры в Прешове. В IX – X вв. на месте Прешова было славянское великоморавское поселение. После распада Великой Моравии территория города входит в состав Венгерского королевства. Начиная с XII в. сюда переселяется большое количество немецких колонистов, которые сыграли важную роль в развитии города. Город был впервые упомянут в 1247 г. как Эпуриес, в 1299 г. получил привилегии места и быстро стал важным ремесленно-торговым центром Шариша. В 1374 г. Прешов стал свободным королевским городом. В XIX в. город продолжал бурно развиваться. Здесь была проложена железная дорога, построены многие предприятия. В XIX в. город называли Афинами над Торисой. В то время Прешов отличался высоким уровнем развития культуры, образования и системой школьного обучения, которая была отлично разработана. Город Прешов (слов. Prešov, укр. Пряшів, венг. Eperjes, нем. Preschau, Eperies, русск. устаревшее Пряшев) находится в северо-восточной Словакии на реке Ториса у подножья горных массивов Сланске Врхи и Шаришска Врховина. Современный Прешов – третий по величине город Словакии и насчитывает около 100 тыс. жителей. Город является административным центром одноимённого Прешовского края.

История города переплетена с историей развития книжного дела, так как типографии давали возможность запечатлеть события в печатных текстах. Одним из первых прешовских типографов считают Томаша Шолтца. Типография относится к 1656 г., когда была напечатана книга ректора прешовской коллегии Андрея Горвата «Disputatio Adversos Pontificos...».

Наиболее старый печатный учебник латинского языка с 1573 г. раньше считали изданием прешовской типографии. В нынешнее время определили, что учебник был напечатан в Нысе (Слезку).

До XVIII в. книги печатались в основном на венгерском языке, несколько меньше – на латинском. Только 3,2 % печатных документов было на словацком языке.

Историками подтверждается факт, что самостоятельно действующая типография в Прешове появилась в XVIII в. В 1775 г. ее основал Ян Фердинанд Редлиц. В типографии семьи Редлицовых печатались самые ценные экземпляры. Самая большая коллекция была напечатана Арпадом Кошчом (154 единицы печатной продукции).

Свою вершину развития и действия книжные типографии зарегистрировали только в XIX в., в это время в городе работало несколько типографий. В Прешове до 1900 г. было много типографий, что и видно из таблицы, которую составила М. Доменова [4; 7-28]:

1656

Tomáš Scholtz

1775 – 1776

Ján Ferdinand Redlitz

1776 – 1780

vdova Mária Magdaléna Redlitzová

1780 – 1801

Augustín Henrich Pape

1801 – 1847

Ján Michal Redlitz

1847 – 1852

Eduard Redlitz

1852 – 1875

Anton Staudy

1861 – 1867

Rosenberg

1864

 Hornyánsky a Hummel

1867

Hornyánsky a Träger

1875 – 1883

Prešovská banková spoločnosť 

1878 – 1918

Karol Divald (Ľudovít Divald)

1884 – 1912

Arpád Kósch

1893 – 1939

Panonia (Móric Kahn)

1897 – 1919

Samuel Révai

Арпад Кошч, как уже выше упоминалось, напечатал самое большое количество печатной продукции. Пан Кошч принадлежал к верхушке богатых предпринимателей шаришского региона перед первой мировой войной. Одновременно он владел самой большой типографией в регионе. Как пишет П. Дерфиняк [3], Кошч родился в одной из знатных семей города. Предпринимательский талант унаследовал от своего отца Фридриха. В 1885 г. Арпад купил типографию от Прешовского банковского союза, который не очень активно занимался типографским делом. Растущая полиграфическая промышленность отразилась и на доходах с типографии, которые говорили только о том, что Арпад сделал правильный шаг, купив типографию. Кошч пользовался отличной репутацией у своих подчиненных, стремясь улучшить условия работы, повышения зарплаты, вкладывал средства в их медицинские полюсы, что уже говорит о необычайной практике на те времена. Интересен факт, что Кошч помогал согражданам на основании «внутреннего убеждения и не надо видеть в этом ни источник обогащения, ни амбиции стать политиком. Он просто понял тренд своей эпохи. Успешный был не самостоятельный субъект, а тот, у которого была массовая поддержка» [3; 50]. В типографии Кошча печатали газеты под названием «Воспитание детей и народа на Угорской территории», «Ведомственные газеты шаришской столицы», «Прешовская газета». Печатали с большим набором средств и технологий; набирали разные буквы: латинские, швабские (или швабахер), немецкие и даже азбуку. Типография была оснащена двумя скоростными прессами и одной крышечной печатной машиной. В типографии работало 24 наборщика, 2 механика и 5 накладчиц.

Примечательно, что в писчебумажном магазине Кошча можно было купить около 40 видов бумаги для писем. Была бумага и дешевая, и подороже. Можно было приобрести японскую бумагу для писем, египетскую или английскую бумагу. Была и голубая, но дешевая бумага из Панамы, но и дорогая бумага ручной работы из альпийской области. Кошч благодаря своей типографской и общественной деятельности получил от императора Франца Йозефа I награду – императорский рыцарский крест.

На современном этапе в Прешове в типографском деле преобладают полиграфические фирмы, которые объединяют, с одной стороны, печатную, издательскую, букинистическую, рекламную и графическую деятельность, с другой – налицо тенденции реализоваться только в одном направлении. Повсюду используется компьютерная техника, офсетная печать, сетевая печать, тампоновая печать. В период конца 1990-х – начала 2000-х гг. возникли такие типографии, как «Датапресс» (1993–2004), «Графотлач» (1993–2006), Прешовская типография (с 2006), «Полиграф Принт» (с 2001) и др.

«Полиграф Принт»[1] печатает высококачественную книжную и календарную продукцию с использованием современного листового офсета. Это классический и основной способ печати в современной полиграфии. На сегодняшний день офсетная печать главенствует на рынке типографических услуг, благодаря высокому качеству, экономичности, продуктивности. Технологический процесс офсетной печати заключается в следующем: сначала в компьютере в электронном виде монтируется оригинал-макет, затем с него на спецоборудовании печатается фотоформа («выводятся плёнки»). После этого её кладут в копировальную раму и засвечивают в ультрафиолете, перенося изображение на специальным образом обработанную алюминиевую пластину. Далее, закрепив получившиеся пластины на печатных секциях печатной машины, с помощью вспомогательного офсетного цилиндра раскатанную до микронного слоя типографскую краску наносят на непосредственный носитель. Полноцветное изображение при таком способе складывается из последовательно наносимых один поверх другого четырёх основных цветов CMYK («ЦМИК»): синего (С), пурпурного (M), жёлтого (Y) и чёрного (K). Способ офсетный печати получается рентабельным, начиная с количества в 1000 оттисков, из-за того, что стоимость подготовительных (дизайн-макет, изготовление плёнок и печатных пластин) и приладочных (установка форм, настройка печатной машины) работ переносится на весь заказываемый тираж. Типография предлагает следующие тиражи: ролевая печать, например, каталогов, на машине рулонной офсетной печати Zirkon Forta 660 (rotačný ofsetový tlačový stroj); листовая печать каталогов на машине листовой офсетной печати Heidelberg Speedmaster CD 102-5 (hárkový ofsetový tlačový stroj) или Heidelberg Speedmaster CD 102-4 (hárkový ofsetový tlačový stroj ), Heidelberg Speedmaster SM 102-4 VL (hárkový ofsetový tlačový stroj).

Полиграфический комплекс «Полиграф Принт» предлагает услуги и по фальцовке и биговке (ярко выраженная линия сгиба) печатных продукции. Фальцевание – это процесс перегибания (складывания) листа бумаги. Например, если небольшой лист согнуть пополам, то получится лифлет (буклет), имеющий один сгиб или один фальц. При малых тиражах фальцовка выполняется вручную, в остальных случаях – на специальных фальцевальных машинах. Эти машины по конструкции бывают кассетные, ножевые и комбинированные, включающие ножевые и кассетные секции в определенном сочетании. В производстве наиболее употребительны 3-и 4-сгибная фальцовки, позволяющие получать из отпечатанного бумажного листа 16- и 32-страничные тетради для последующей брошюровки.

В «Полиграф Принте» покрывают полиграфическую продукцию прозрачной плёнкой, ламинируют. Ламинация позволяет надолго сохранить привлекательный внешний вид полиграфической продукции и надежно защищает её от загрязнения и механических повреждений. В типографии могут крепить на скобы (шитьё проволокой), т.е. это вид скрепления, который достаточно распространен в серийном производстве, достаточно прост и экономичен. Он обеспечивает очень высокую прочность скрепления. Этот способ типография рекомендует для изданий, рассчитанных на интенсивную эксплуатацию. Оптимальным креплением 20–40 страниц в брошюре являются 2 скрепки. Для скрепления используют проволокошвейные и скобошвейные автоматы. Кроме брошюровки на скобы применяют клеевое бесшвейное скрепление (КБС) – это процесс скрепления клеем элементов книжного блока по корешку, при котором не используются ни скобы, ни пружины. Листы, составляющие книгу, собираются в блок, подрезаются со стороны корешка и проклеиваются клеем по торцу. К получившемуся блоку приклеивается обложка. Преимуществом этого способа являются простота и небольшое время обработки книжного блока. Клеевое скрепление применимо для книжных изданий толщиной от нескольких миллиметров до 5 и более сантиметров. Скрепление проходит на специализированных термоклеевых машинах. Большие тиражи клеятся на термопереплётных линиях карусельного типа. Спиральное скрепление или брошюровка пластиковой спиралью также производится в типографии, она применяется при количестве от 2–3 до 100 листов. Но в целом пластиковая спираль оптимальна для скрепления небольшого количества (до 25–30 листов). Прорези в бумаге – продолговатые, узкой прямоугольной формы.

Что касается переплета, то «Полиграф Принт» предлагает самые современные варианты из девяти типов книжного переплета. Первые четыре типа относятся к брошюрам и книгам в мягкой обложке, а остальные – к изданиям в твердом переплете. Наибольшее распространение в мире получил книжный переплет тип № 7, в силу его высокой технологичности изготовления и хороших потребительских качеств. Это сложный продукт, для производства которого требуется большое количество технологических операций. Вот их краткий перечень, разбитый на четыре группы. Изготовление книжного блока: печать, разрезка, фальцовка, приклейка форзацев к тетрадям (при необходимости), подборка тетрадей, шитье блоков нитками. Обработка книжного блока: прессование блоков, трехсторонняя обрезка блока, кругление корешка, приклейка корешкового материала. Изготовление переплетных крышек: раскрой картона и переплетного материала, нанесение клея на покровной материал, сборка крышек, загибка кантов крышек, каландрирование (прессование) крышек, тиснение, кругление корешка крышки. Изготовление книги включает в себя: вставку блока в крышку, прессование книги, штриховку, прочее (суперобложку, упаковку).

В идеале печатать книги лучше всего на рулонной машине, тогда на выходе получаются 10-30 тыс. сфальцованных тетрадей в час. Но в лучшем случае печать производится на листовых офсетных машинах большого или среднего формата. В этом случае печатные оттиски нуждаются в последующей фальцовке. Когда получены все необходимые тетради, они скрепляются в единый книжный блок. Есть несколько способов такого скрепления – шитьем нитками, клеем, проволокой. Но для того чтобы книги имели хорошую раскрываемость и долговечность, лучше всего подходит шитье нитками. Есть еще относительно новый вид шитья термонитями, когда в линию к фальцаппарату ставится приставка, которая сшивает получившиеся тетради полимерными нитями. Подборка тетрадей осуществляется вручную оператором в процессе их загрузки в ниткошвейную машину. Для объемных книг, в целях придания им лучшего внешнего вида и лучшей раскрываемости, книжный блок должен иметь полукруглый профиль. В специализированных машинах кругление осуществляется подвижной колодкой с диапазоном хода 90°.

Наиболее универсальный и экономичный по используемым расходным материалам, а также наиболее прочные тип скрепления осуществляется на ниткошвейных машинах: SIGLOCH NHB 3; KOLBUS BF 2000. После сшивки и кругления книжный блок подрезается в трех- или одноножевой резальных машинах и выдерживается некоторое время в книжном прессе. При необходимости осуществляется приклейка к блоку форзацев и корешкового материала вручную, либо с помощью специализированного оборудования.

Благодаря качественной продукции типография имеет отличные контакты на российском рынке.

Прешовская книжная деятельность богата на традиции и историю печатного дела. Книжная культура здесь присутствует посредством исторических печатных текстов, типографий, букинистов, издательств и современной полиграфической деятельности, которая предлагает качественные услуги требовательному потребителю.

Список литературы:

1.     Breza V. Tlačiarne na Slovensku 1477 – 1996 / V. Breza. Bratislava, 1997.

2.     Čaplovič Ján. Bibliografia tlačí vydaných na Slovensku do roku 1700. II. zv. / J. Čaplovič. Martin, 1972.

3.     Derfiňák P. Arpád Kósch, významný prešovský kníhtlačiar a vydavateľ / P. Derfiňák // Z minulosti a súčasností knižnej kultúry Prešova / zost. M. Domenová. Prešov, 2007. S. 46–61.

4.     Domenová M. Prešovskí typografi a ich produkcia vo fondoch knižníc mesta Prešov do roku 1900 / M. Domenová // Z minulosti a súčasností knižnej kultúry Prešova / zost. M. Domenová. Prešov, 2007. S. 7–28.

5.     Kolodziejský L. Katalóg slovacikálnych kníh do roku 1918 kolegiálnej knižnice v Prešove / L. Kolodziejský. Martin, 1969.

6.     Kniha. Zborník o problémoch a dejinách knižnej kultúry – vychádza v Matici slovenskej od r. 1974. Posledný ročník – «Kniha `97 – `98» vyšiel roku 2000.

7.     Kuzmík J. Knižná kultúra na Slovensku v stredoveku a renesancii / J. Kuzmík Martin, 1987.

8.     http://www.broadcasting.ru/wiki

9.     http://www.web8.ru

10. http://www.polygrafprint.sk

[1] www. poligrafprint.sk (технолог Рената Доничова: donicova@poligrafprint.sk)



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=213&article=951    /    Просмотров: 7274

Последние статьи раздела
КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЬЕС В РОССИИ: 2005 – 2006 ГГ.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ РУКОПИСИ В ЗЕРКАЛЕ «МАССОВОЙ» ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В СЕТИ

ЛИТЕРАТУРА НОВОГО БАШКОРТОСТАНА: РЕСУРСЫ КНИГОИЗДАНИЯ

«РОСТ» КАК ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СВЕРДЛОВСКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"