МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Издательское дело
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
тут будут очень интересные вещи
03.01.2009 (12:57)
Версия для печати
ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КНИГОИЗДАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Е.Н. Тамакулова (Екатеринбург) - "Проект Ахей"

Существует объективная возможность и даже необходимость привлечения средств бизнеса, в частности, книжного. В целом уральский книгоиздательский бизнес находится в предкризисном состоянии. Статистика книжного бизнеса, проведенная по ведущим издательствам, дает следующие показатели: 90% тиражей и наименований выпускается в Москве и Санкт-Петербурге, в таком же соотношении литература оказывается и на прилавках книжных магазинов. Уральские издательства борются за звание лидера на рынке продаж, за выживание, что нередко происходит за счет рекламы крупных предприятий, которым издательские дома предоставляют страницы изданий, но и это не позволяет считать издательские агентства объектами значимого бизнеса. Участники книгоиздательского бизнеса на Урале прогнозируют неизбежный кризис, поскольку изобилие книг в магазинах и низкая цена – это первые признаки упадка в отрасли. На складах книжных рынков остается до 40 % книг, что свидетельствует о серьезном затоваривании рынка. В связи с этим крупнейшие книжные торговые центры переходят на такую логистическую систему, которая предполагает поступление товара в ограниченных партиях и по заказу. В свою очередь, это влияет на ценообразование, но позволяет работать без убытков, а кроме того, постоянно поддерживать широкий ассортимент товара. Книжное дело в области находится в ситуации стагнации: во многих городах с населением меньше 100 тыс. жителей и селах специализированных книжных магазинов вообще нет. Федеральные сети не спешат заходить в населенные пункты с небольшим количеством жителей. В огромном потоке литературы уральские издательские дома практически не представлены, поэтому в целом можно говорить о том, что доля местных участников на книжном рынке минимальна и системообразующими они не являются. Уральские книгоиздатели всерьез напуганы затовариванием книжного рынка; проблема огромных объемов книг, которые представляют собой широкий выбор экземпляров непонятного качества и авторства, напрямую связана с отсутствием государственной политики в области книгораспространения. Именно книгораспространение – главная проблема книжного рынка не только Урала, но и всей России. Сейчас тенденция потребительского рынка такова, что нужно удовлетворять потребности различных целевых групп. Как раз в связи с этим и растет количество названий, в то же время средние тиражи снижаются, потому что читатели становятся все более и более разборчивыми. Такая избирательность с одной стороны свидетельствует о высоких требованиях читательской аудитории, с другой – о сдаче позиций книжного бизнеса. Таким образом, можно выделить несколько путей развития для книгоиздательской отрасли: сокращение тиражей книг, повышение цен на книжную продукцию, уменьшение числа наименований книг и переход на более качественную продукцию. Необходимость проведения активных мер по поддержке чтения на Урале является весомым вкладом для реализации различных национальных проектов в сфере образования, потому как в области наблюдается недостаточность наличия административных, интеллектуальных, профессиональных материальных ресурсов, нужных для реализации и функционирования масштабных проектов, нацеленных на повышение и активизацию читательской деятельности на Урале. В настоящее время ведется многоаспектная работа общественных организаций, агентств по печати и массовым коммуникациям, книжных издательств, интернет-ресурсов (сайтов, порталов, магазинов), стимулирующих и осуществляющих поддержку чтения в Уральской регионе. Организаторы акций, проектов и других мероприятий намерены доказать, что чтение качественной литературы не должно ограничиваться пределами столицы Урала – Екатеринбурга. Доминирующим фактором, влияющим на сознание и восприятие читателей, является процесс сетевой книжной маркетологии, который связан с сетевой культурой и ее трансляцией в зону книжного рынка. Книжные новинки, успешно прошедшие презентацию в глобальной сети Интернет, завоевывают современный книжный рынок, а книжные эксперты (журналисты, литературные обозреватели, главные редакторы) обозначают приоритеты и намечают перспективы соответствующей деятельности на ближайшие годы. Эта тенденция будет иметь мощное распространение, тем самым определяя лидеров книжных продаж как в Уральской области, так и по всей России. Освещение проблемы чтения на Урале продиктовано необходимостью объединения усилий общественности и специалистов книжного дела в области активизации читательской деятельности, более полноценного использования её потенциала для интеллектуального, нравственного развития и увеличения доли читающего населения, живущего на Урале. Социокультурная ситуация, сложившаяся в стране, повлекла за собой резкое снижение авторитета печатного слова, вытеснила книжную продукцию, наметив сдвиг в ментальности читающей части населения. Общественное сознание в условиях развития новых инновационно-технических, компьютерных и информационных технологий абсолютизировало роль компьютерной техники, различных аудиовизуальных каналов, электронных носителей информации, не сумев осознать комплексный, взаимодополняющий и взаимозаменяющий характер различных коммуникационных средств, что привело к снижению образовательного и общекультурного уровня в стране. В значительной степени названные актуальные проблемы являются следствием ослабления библиотек как центров чтения, и прежде всего в силу слабой укомплектованности фондов, неадаптированности технического оснащения к современным требованиям, отсутствия мотивации кадров, где не последнюю роль играет материальная заинтересованность. В числе важнейших факторов, негативно влияющих на содержание и качество чтения, – утрата читателеведческой направленности деятельности книгоиздательских, книготорговых заведений в связи с переоценкой современных приоритетов, отсутствие налаженного взаимодействия книги с общественностью. Общий аналитический обзор книжного рынка показывает, что система книжного распространения в небольших городах и поселениях городского типа практически заморожена, а поступления в фонды федеральных и муниципальных библиотек не превышают 5-6% от всех издаваемых в стране книг. Изъяны в комплектовании муниципальных библиотек привели к тому, что ими сейчас пользуется только около 18% населения. Показательно, что 34% российских семей вообще не имеют дома книжных собраний, либо домашняя библиотека укомплектована недостаточно (книги в электронном виде нами не учитываются по причине своей специфичной природы). Региональные субъекты федерации находятся в крайне невыгодном положении: львиная доля всего издательского потенциала сосредоточена в столицах, здесь же производится 93% всех тиражей книг. Охарактеризованный системный кризис требует приведения деятельности институтов книгоиздания, книгораспространения, продвижения книжных товаров, образовательной системы в соответствие с требованиями времени, контаминации усилий общественности, политических структур и СМИ, специалистов книжного дела, образовательно-воспитательной системы в деле продвижения книги и чтения. Настоятельной необходимостью является разработка регионального стратегического плана развития книжного дела, которая бы вовремя не допускала, а допустив, вовремя бы устраняла перекосы сложившейся федеральной политики в сфере книжного дела и создавала полноценные условия для приобщения к книге жителей нашего региона. Основной задачей для инфраструктур, связанных с книжным делом на данном этапе, является стимулирование читательской деятельности жителей Урала на базе раскрытия потенциала книги и чтения, информационных ресурсов библиотек областей Уральского региона, создания максимально благоприятных условий для получения социально ценной книжно-журнальной продукции во временное или постоянное пользование, оптимизации системы информирования о книжной литературе. Оптимизация регионального книгоиздательского процесса видится в принятии следующих мер, направленных на поддержку регионального книгоиздания: 1. разработки регионального модуля программы книгоиздания; 2. определения приоритетов развития книжной торговли, стимулирования книгораспространения в небольших городах и районах области; 3. укрепления основных институтов организации чтения – муниципальных и школьных библиотек (здесь необходимы повышение материальной заинтересованности работников, обновление книжного фонда, ремонт библиотек, оснащение их компьютерной и копировально-множительной техникой, сохранение действующей и дальнейшее развитие библиотечной сети); 4. разработки и реализации мер, нацеленных на воспроизводство и закрепление библиотечных кадров (кадровое и методическое обеспечение); 5. поддержки творчества местных писателей и поэтов посредством издания и распространения написанных ими произведений; содействия их вхождению в литературное пространство современной России; 6. разработки системы мер по поддержке чтения в учреждениях, работающих с социальными группами населения: детские дома, школы для детей-инвалидов; 7. активизации социального партнёрства в сфере поддержки чтения: – органов исполнительной и законодательной власти Свердловской области; – учреждений, связанных с изданием, распространением печатной продукции, стимулированием читательской активности, образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов книжного дела, педагогов и социальных работников; центров детского развития, музеев, театров, национально-культурных центров, структур бизнеса, общественных организаций центров детского развития и др.; 8. повышения образовательного уровня специалистов книжного дела – разработки предложений по усилению их профессиональной подготовки, реализации различных форм профессионального образования участников проекта: курсов повышения квалификации, системы накопительных семинаров; 9. внедрения идеологии читателецентризма в профессиональное сознание специалистов книжного дела: признания приоритетности читателя в книжном деле, главенства его интересов при решении вопросов об издании той или иной литературы, о формах, условиях обслуживания в библиотеках и стационарных книжных магазинах; выявления степени его удовлетворённости посредством регулярного мониторинга читательского спроса, организации обратной связи путём создания читательских форумов на книжных сайтах и сети крупных книготорговых учреждений и т. д. 10. формирования новой идеологии книжной торговли в духе «ориентации на клиента» и осознания специфичности книги как товара. 11. развития инновационных форм стимулирования читательской активности с использованием достижений отечественного и зарубежного опыта, а также возможностей новейших информационных технологий: организации пропаганды лучшей литературы среди населения посредством выступлений в СМИ и Интернете, в частности активизация чтения может реализовываться путём создания Интернет-общения на сайтах и иных институтов книжного дела (создание виртуальных читательских клубов, читательских форумов, проведение читательских конференций). Такая деятельность видится наиболее эффективной, поскольку Интернет способен составить серьезную конкуренцию традиционным формам торговли, прежде всего по причине глобальной компьютеризации современного общества. При этом главная проблема Интернет-распространения заключается в том, что даже в мегаполисах, не говоря уже о регионах, число фирм, предлагающих на своих сайтах разнообразную книжную продукцию, не столь значительно, ассортимент, большей частью, нуждается в корректировке, а сама форма представления изданий нуждается в серьезном совершенствовании. Виртуальная торговля пока составляет всего 5 % от розничного товарооборота печатной продукции, но данный вид торговли является перспективным и количество покупающих книжную продукцию будет расти. Книги и журналы представляют собой информацию в чистом виде, это связано с тем, что структура книги (резюме, оглавление, главы, разделы) подобна структуре информационных ресурсов компьютера (директории, каталоги, подкаталоги). Поэтому конкретная книга может быть качественно и логически полно представлена потенциальному покупателю на страница Web-сайта. К тому же процедура поиска нужной книги по заглавию, автору или ключевым словам, характеризующим ее содержание, соответствует процедуре поиска по базе данных. На сегодняшний день в рунете существуют универсальные и специализированные книжные магазины, последние делятся на сайты определенной направленности и на сайты издательств, открывших Интернет-магазин. Книжные Интернет-магазины предлагают большое количество разделов каталога, расположенных в алфавитном порядке, предоставляя подробную информацию об издании. (Поиск книги может осуществляться по следующим параметрам: автор, название, тема, ключевое слово, издательство, формат издания, ISBN. Разделы эти могут иметь свою собственную рубрикацию); 12. проведения крупных акций, направленных на поддержку чтения и пропаганду книги (фестивалей книги, благотворительных марафонов, книжных ярмарок, читательских праздников, литературных юбилеев), с использованием наиболее престижных площадок области: театров, дворцов, площадей; 13. объединения научных усилий в разработке проблем чтения путём проведения форумов, конференций, семинаров различного уровня (прецедент уже есть – конференция «Книга в Екатеринбурге: подготовка, издание, распространение», прошедшая 4 июня 2007 г. на базе кафедры русского языка УГТУ-УПИ); 14. участия в форумах, конференциях, круглых столах и иных акциях научного характера международного, всероссийского и регионального уровней; установления научных контактов на долговременной основе с Межрегиональной и Международной ассоциациями чтения, установления и развития международных контактов в соответствующем направлении.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=213&article=947    /    Просмотров: 7744

Последние статьи раздела
КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЬЕС В РОССИИ: 2005 – 2006 ГГ.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ РУКОПИСИ В ЗЕРКАЛЕ «МАССОВОЙ» ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В СЕТИ

ЛИТЕРАТУРА НОВОГО БАШКОРТОСТАНА: РЕСУРСЫ КНИГОИЗДАНИЯ

«РОСТ» КАК ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СВЕРДЛОВСКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"